КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

III. ОБЗОР РАЗВИТИЯ МОТОЦИКЛОВ ЯВА КЛАССА 250 и 350 см3


1. Модели прежних выпусков


В книге рассматриваются мотоциклы ЯВА, серийно выпускаемые в настоящее время. Однако в ней подробно разбираются также модели прежних выпусков, которые до сих пор служат (сотни тысяч) на дорогах ЧССР и многих зарубежных стран и которые (хотя их уже не выпускают) еще многие годы будут отражать технические достижения чехословацкого мотоциклостроения.
Технические достижения мотоциклов ЯВА основаны на многолетнем совершенствовании и качественном их изготовлении на этом предприятии. Использование прежних конструктивных решений в новых моделях является ценной традицией, которая началась с тридцатых годов нашего столетия, т. е, с начала производства мотоциклов в Чехословакии. Еще до начала второй мировой войны были известны мотоциклы ЯВА таких моделей, как ЯВА-90-Робот, ЯВА-250-Дуплекс иди ЯВА-350 SV и OHV с одноцилиндровым четырехтактным двигателем.

Дальнейшее развитие мотоциклы ЯВА, однако, получили в 1945-46 гг., когда предприятие «ЯВА» (г. Прага) выпустило на внутренний рынок, и практически на внешний, первые модели в новом для того времени оформлении. Предприятие «ЯВА» было ориентировано на двигатели рабочим объемом 250 и 350 см3, которые стали типовыми. В основу новой конструкции мотоцикла ЯВА была положена конструкция мотоцикла ЯВА-250 мод. И, известная под характерным названием «перак» (рис. 1). Этот мотоцикл был нелегально сконструирован во время второй мировой войны. Основой всемирной известности этой новой модели было не только применение телескопической вилки в подвеске переднего колеса и амортизаторов на заднем, но и простота и законченность формы мотоциклов. Современный для того времени внешний вид придавало этой модели декоративное оформление фары, образующей единую форму с верхним концом вилки. Двигатель развивал мощность 6,6 кВт (9 л. с.) диаметр колеса равнялся 19". Использование легкой, но при этом достаточно жесткой рамы дало возможность установить на том же шасси двигатель рабочим объемом 350 см3. Модель начала выпускаться и получила обозначение ЯВА-350 мод. 12 (рис. 2). Мощность двигателя составляла 8,8 кВт (12 л. с.). Основные принципы этой конструкции остались без изменений для мотоциклов класса 350 см3 всех моделей (рис. 3). В результате унификации деталей ходовой части, которые у обеих моделей и всех последующих моделей обоих классов были практически совершенно одинаковы, появилась возможность развернуть их серийное производство. Мотоциклы ЯВА завоевали место на мировом рынке, они составили большую часть внутреннего рынка среди двухколесных моторизованных машин.

«Пераки»-мотоциклы ЯВА-250 и ЯВА-350-выпускали в течение ряда лет, причем неосновные детали мотоцикла непрерывно совершенствовали. Ввиду смены обозначений моделей мод. 11 получила новое обозначение ЯВА-250 мод. 151 без каких-либо изменений в мотоцикле, тогда как мод. 12 мотоцикла класса 350 см3 стала называться ЯВА-350 мод. 18, но на ней были изменены ребра охлаждения обоих цилиндров. Число их стало меньше, а размеры увеличены. При этом охлаждение двигателя существенно улучшилось. Изменены были также шатуны и поршни.
Конструктивные доработки прототипов произошли в результате растущих требований к удобствам при езде и ходовым качествам мотоцикла. Осенью 1953 г. появились новые модели мотоциклов ЯВА. Было налажено пареллель-ное производство мотоциклов рабочим объемом двигателя 250 и 350 см3. Новый мотоцикл рабочим объемом двигателя 250 см3 получил обозначение ЯВА-250 мод. 353..В нем были введены изменения принципиального характера. К важнейшим из них относится применение качающейся задней вилки, которая обеспечивает намного больший ход заднего колеса, чем у предыдущих моделей. Цепь привода колеса полностью закрыли кожухом, а вместо колес 19" установили колеса 16". На нижнем конце передней вилки не имелось уплотнительных резиновых гофрированных трубок. Вилка оснащалась гидравлическими амортизаторами, что улучшило внешний вид мотоцикла (рис. 4). Двигатель не подвергся изменениям. Была изменена лишь звездочка привода заднего колеса. Очень важное изменение произошло в электрооборудовании мотоцикла: к массе мотоцикла (раме) присоединен положительный вывод (плюс), раньше присоединяли отрицательный (минус). Выполнено это для соответствия с некоторыми зарубежными нормами, без технического обоснования и какого-нибудь эффекта. Было установлено также сдвоенное седло.

У выпускавшегося параллельно мотоцикла ЯВА-350 мод. 354 (рис. 5) ходовая часть была совершенно такая же, как и у предыдущей модели. Двигатель этой модели тоже не изменился. Тем не менее у мотоциклов ЯВА-250/353 и ЯВА-350/354 существенно улучшились основные ходовые качества. В результате использования увеличенного хода задних телескопических амортизаторов стали применять более мягкие пружины, что устранило подскоки колес на неровностях дороги, тем самым снизилась склонность мотоцикла к юзу и облегчилось управление им на поворотах и при движении с большими скоростями. Вследствие использования качающейся задней вилки до сих пор сохранилось название этих моделей-«кивачка» 250 или 350.

В 1953-1954 гг. начинается производство мотоциклов с однопедальным устройством переключения передач и пуска (на экспорт). Стандартное обозначение их-ЯВА-250 мод. 353/02 и ЯВА-350 мод. 354/02.
Внешнеторговые организации интересовали мотоциклы с двигателем большей мощности при том же рабочем объеме цилиндров, с более высокой скоростью, которые были бы безопасны в эксплуатации. Поэтому в 1955 г. предприятие «ЯВА» начинает выпуск мотоциклов ЯВА-250 мод.353/03 и ЯВА-350 мод. 354/03. Их главное отличие-повышенная мощность двигателя: до 8,8 кВт (12 л. с.) у мотоцикла ЯВА-250 и 11,8 кВт (16 л. с.) у мотоцикла ЯВА-350. В этих мотоциклах была введена однопедальная система переключения передач и пуска, усовершенствована конструкция генератора тока. Ходовая часть у мотоциклов обеих моделей осталась одинаковой, а главным результатом модернизации стали «центральные колеса», т.е. тормозные барабаны шириной, равной ширине ступицы колеса, с тормозными колодками соответствующей ширины. Эффективность тормозов тем самым существенно увеличилась. Спицы колеса были зацеплены за фланцы тормозных барабанов без отгиба концов, так что в смонтированном состоянии на них действовало только усилие растяжения.

В 1957 г. предприятие «ЯВА» начинает выпуск последующих моделей, а именно ЯВА-250 мод. 353/04 (рис. 6) и ЯВА-350 мод. 354/04 (рис. 7). В двигателях этих моделей почти ничего не изменилось, за исключением только глушителей шума впуска. Они были сделаны из пластмассы с вмонтированными фильтрующими элементами. Глушители были расположены в пространстве под передней частью седла и соединялись с патрубком карбюратора фигурной резиновой муфтой.

В отличие от двигателя в ходовую часть были внесены два существенных изменения. Первое из них-в передней вилке, пружины которой были установлены снаружи неподвижных труб (до этого у всех моделей они были внутри). Такое расположение дало возможность использовать пружины большего диаметра. Одновременно был введен конический амортизатор внутри подвижного наконечника. Через некоторое время, однако, опять стали использовать поршневой амортизатор со штоком, закрепленным на верхнем конце неподвижных труб. Второе изменение касалось формы глушителей шума выпуска: наконечники их на концах имели не рыбообразную форму, а сигарообразную с круглым выходным отверстием. В октябре 1962 г. предприятие «ЯВА» опять выпускает две новые модели классов 250 и 350 см3. Это модели 559/02 и 354/06. У мотоцикла ЯВА-250 мод. 559/02 (рис. 8) традиционно одинаковая с мотоциклом ЯВА-350 мод. 354/06 (рис. 9) ходовая часть, но улучшен внешний вид, а также функциональные свойства. Главное изменение внешнего вида мотоциклов данных моделей произошло за счет того, что верхняя половина корпуса фары переходит в кожухи рукояток, образуя с ними единую форму. Для этого потребовалось изменить и форму спидометра, он стал овальным вместо круглого, как у предыдущих моделей (рис. 10). Одновременно был введен выключатель зажигания нового типа, комбинированный с включателем света. Фонарь на заднем щитке выполнен из просветленного красного полистирола. В нем расположены лампочки сигнала торможения и габаритного света. И, наконец, было установлено седло, которое откидывалось или снималось только после отпирания замка в передней части.

После того как седло откинуто, можно отомкнуть пружинные защелки запора боковых ящиков, которые снаружи открыть невозможно.
Мощность двигателя у мотоцикла ЯВА-350 мод. 354/06 увеличили с 11,8 кВт (16 л. с.) до 13,2 кВт (18 л. с.) в результате изменения каналов в системе газообмена, однако внешний вид двигателя остался без изменений.
В двигателе мотоцикла ЯВА-250 мод. 559/02 по сравнению с двигателем мотоцикла класса 350 см3 были введены некоторые изменения принципиального характера. Мощность повысили с 8,8 кВт (12 л. с.) до 10,3 кВт (14 л. с.), причем применили цилиндр новой конструкции. Этот цилиндр выше, так что большая часть продувочных каналов расположена в нем и только небольшая часть их-в картере двигателя. Поэтому и карбюратор присоединен патрубком к цилиндру, в отличие от предшествующих моделей, в которых его прикрепляли к картеру двигателя. Карбюратор мотоцикла мод. 559/02 оборудован обогатителем для пуска двигателя. Обогатителем управляют при помощи поворотной втулки, размещенной около правой рукоятки управления подачей топлива. На двигателе мотоцикла мод. 559/02 выпускные трубы присоединены к цилиндру двигателя. Гайку крепления труб завинчивают во внутреннюю резьбу в цилиндре. На ее наружной поверхности имеются выступы для затяжки ключом. Размеры гаек стали намного меньше (рис. И).
Кривошипно-шатунный механизм всех предшествующих двигателей рабочим объемом 250 см3 устанавливали на трех шариковых подшипниках: одном справа (со стороны генератора) и двух слева (со стороны передней передачи). В первых сериях двигателя мотоцикла мод. 559/02 было только два подшипника коленчатого вала, по одному с каждой стороны. При использовании этого варианта упрощалось производство, однако других преимуществ он не имел. В последних сериях двигателей опять стали устанавливать кривошипный механизм на трех подшипниках.
Мотоцикл ЯВА-250 мод. 559/02 обладал по сравнению с мотоциклом мод. 353/04 несколько лучшими мощностны-ми показателями, тогда как мотоцикл ЯВА-350 мод. 354/06 имел лучшие не только мощностные показатели, но и ходовые качества, а также хороший внешний вид.
Поэтому с конца 1964 г. и с начала 1965 г. эти модели начали выпускать с некоторыми изменениями функционального характера. Большая мощность двигателя у мотоциклов, особенно имеющих рабочий объем двигателя 350 см3, повлекла за собой изменение сцепления. Сцепление нового варианта значительно меньше проскальзывает при сильном и резком открытии дроссельного золотника (ускорении). Изменен был также механизм автоматического выключения сцепления, который стали изготовлять преимущественно из штампованных деталей (для упрощения технологии и уменьшения стоимости производства). Была переделана и передняя телескопическая вилка, для которой использовали систему амортизации подвески в нижней части подвижного наконечника. Существенно улучшился разгон мотоцикла и увеличился срок службы силового агрегата при введении резиновых гасителей крутильных колебании, встроенных в заднее колесо. После этих изменений мотоциклы получили обозначения ЯВА-250 мод. 559/04 и ЯВА-350 мод. 360.
Мотоциклы ЯВА-250 мод. 559/04 и ЯВА-350 мод. 360 стали в 1964-1965 гг. основными мотоциклами, выпускаемыми народным предприятием «ЯВА». Были выпущены сотни тысяч этих надежных мотоциклов. Кроме основных вариантов для внутреннего рынка предприятие разработало еще ряд модификаций с меньшими изменениями в соответствии с пожеланиями отечественных и зарубежных заказчиков. Рассмотрим мотоциклы ЯВА и их варианты отдельно по классам.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
КНИГИ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006