КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

9. Мотоцикл ЯВА-350 мод. 634


Новое поколение мотоциклов ЯВА, Непрерывное повышение мощности двигателей мотоциклов ЯВА, а также необходимость увеличения безопасности эксплуатации двухколесных машин наземного транспорта уже и раньше наводили на мысль, что при разработке мотоциклов ЯВА новых моделей следовало бы приступить к коренной реконструкции и модернизации ходовой части. Применявшаяся до сих пор простая плоская рама обеспечивала хорошие ходовые качества при скорости, не превышающей 115-120 км/ч. При более высоких скоростях у мотоцикла проявлялись признаки неустойчивости даже на прямом участке дороги, и для управления им необходим был большой опыт. Причина заключалась в конструкции рамы и в ее соединении с задней качающейся вилкой. Имеющийся поперечный зазор в узком соединении задней вилки с рамой обусловливал при нормальном износе втулок и оси соединения, а также высоких скоростях движения неблагоприятные явления при управлении мотоциклом. Мотоцикл начинало на ходу «кидать», повороты невозможно было проехать по ровной дуге, водитель терял чувство уверенности и безопасности.
Эти недостатки были устранены при использовании двойной пространственной рамы с широкой опорой качающейся задней вилки. Если не учитывать краткий период производства мотоциклов моделей 623 и 633, когда их выпускали параллельно с мотоциклами ЯВА-250 мод. 629/00 и ЯВА-350 мод. 360, то новую конструкцию ходовой части с двойной закрытой рамой специалисты народного предприятия «ЯВА» разработали уже в 1973 г. Этот новый мотоцикл класса 350 см^ мод. 634 выпускают с двигателем только такого рабочего объема. Целесообразная простота присущая мотоциклам ЯВА, бьши сохранены в этой модели (рис. 34). которым подходит слово «заслуженный», уходит, а новый мотоцикл мод 634 несколько в принципе измененный, дает начало новому поколению мотоциклов ЯВА.

Силовой агрегат.
Существовавшая до сих пор конструкция силового агрегата мотоциклов ЯВА настолько удачна, что и в мотоцикле новой мод. 634-4 она сохранена. Два цилиндра, расположенных в ряд поперек оси мотоцикла, наклонены вперед на 25°. Расположение кривошипно-шатунно-го механизма, коробки передач и моторной передней передачи в общем картере двигателя осталось таким же, как в предыдущих моделях. Однако для повышения надежности работы и увеличения срока службы их несколько изменили. В сочленении поршневого пальца с шатуном вместо бронзовой втулки в верхней головке шатуна применили игольчатый подшипник с иглами INA, зафиксированными от осевого смещения. В нижней головке шатуна установили подшипник INA с сепаратором, зафиксированный в осевом направлении стальными калеными шайбами. Средний подшипник коленчатого вала можно повторно смазывать пластичным смазочным материалом.
Изменением и конструктивным улучшением можно считать применение двойной втулочной цепи в передней цепной передаче (вместо прежней простой). Двойная цепь имеет больший срок службы, не удлиняется и не вызывает ударов, передаваемых на пары зубчатых колес коробки передач. Продольный разрез двигателя с двойными звездочками переднего привода, зубчатыми муфтами зубчатых колес коробки передач и с простым механизмом выключения сцепления показан на рис. 35. Зубчатые муфты на зубчатых колесах коробки передач были внедрены уже на мотоциклах моделей 623 и 633 и на мод. 362 «Калифорниан IV» (см. рис. 30). Однако двойная цепь переднего привода, простой механим выключения сцепления и использование игольчатого подшипника INA в верхней и нижней головках шатуна были введены на последних мотоциклах ЯВА-350 мод. 634.

Для того чтобы была полная ясность в обозначении моделей мотоциклов и их двигателей', в табл. 2 дан полный перечень номеров моделей. Из системы нумерации выпадает обозначение мод. 634/01, изготовленной для СССР, которая в целом идентична (за исключением незначительных деталей) мод. ЯВА-350/634/4/01. Обозначения моделей изменены не по техническим соображениям, а только по экономическим.
Пробковые вставки ведущих дисков сцепления заменены приклеенными фрикционными пластинками из термостойкого материала. Механизмом выключения сцепления управляют только рычагом на левой рукоятке руля. Он не соединен с полуавтоматическим механизмом выключения, как это было у мотоциклов ЯВА всех прежних моделей. Это упрощение не создает никаких затруднений при работе муфты и переключении передач. Большинство водителей в равной мере использовало при переключении передач ручной привод. При использовании взаимодействующих ручного и полуавтоматического ножного механизма выключения необходима была более трудоемкая его регулировка. На двигателе был изменен способ крепления выпускных трубопроводов к цилиндрам. В выпускных патрубках цилиндров нарезана мелкая внутренняя резьба, в которую завертывают накидную гайку (подобное крепление выпускных трубопроводов было введено у одноцилиндрового двигателя ЯВА-250 мод. 559/02 и его дальнейших модификаций). Изменена прежняя яйцевидная форма боковых крышек картера двигателя, они стали прямоугольными с закругленными ребрами и вершинами (рис. 36).

Ходовая часть. Наиболее характерным признаком мотоцикла новой модели 634/4 является совершенно новая рама с качающейся вилкой, при использовании которой было из менено расположение остальных узлов и деталей ходовой части.
Рама сдвоенная закрытого типа, сварена из стальных труб круглого сечения (рис. 37). Оба нижних кронштейна имеют U-образную форму, которая сверху замыкается головкой рамы и двумя соединенными между собой трубчатыми кронштейнами. Дополняет конструкцию и придает жесткость всей сварной системе кронштейн седла в форме стремени, к которому при помощи приваренных косынок присоединены задние концы нижних кронштейнов. Единое целое раме придают поперечные трубки, которые распирают в четырех местах нижние кронштейны-трубы и в то же время служат местом для крепления двигателя и некоторых деталей ходовой части. Задний узел крепления двигателя расположен на кронштейнах, прессованных из листовой стали и приваренных в местах заднего выгиба нижних кронштейнов-труб. К кронштейнам присоединяют также заднюю качающуюся вилку, через полую ось которой проходит вал педали заднего тормоза. Соединение вилки не требуется смазывать, так как в нем применяют металлопластмассовые втулки с резиновыми кольцами для предотвращения проникания пыли. Качающаяся вилка заднего колеса выполнена из трубы диаметром 32 мм. В ее вертикально сплюснутых концах выш-тампованы продольные отверстия для оси заднего колеса, обеспечивающие его перемещение при натяжении цепи привода заднего колеса.
Рама спроектирована и технологически проработана для обеспечения необходимой ее прочности и жесткости не только как основной несущей детали ходовой части мотоцикла, но и как детали присоединения коляски.

Передняя вилка мотоциклов ЯВА прежних моделей оказалась удовлетворительной и для новой модели 634/4. Поэтому ее не изменили, за исключением нижнего мостика, который заменен жестким кованым. Топливному баку приданы новые формы, а его крепление к раме стало практически новым. Сзади бак захватывается двумя обыкновенными резиновыми блоками с распорными винтами. Спереди бак опирается на резиновый упор верхней трубы рамы и удерживается в этом положении пружиной. После отсоединения пружины и ослабления крепления задних резиновых блоков бак легко откидывают спереди по направлению вверх. Этим обеспечивается хороший доступ к головкам цилиндров и свечам. Ведение ремонтных работ на двигателе и контроль опережения зажигания при этом намного облегчаются. Под седлом, которое можно откинуть вдоль правого бокового ребра, подседельный ящик (рис. 38). В нем размещена аккумуляторная батарея, предохранитель электрической системы и реле-регулятор (рис. 39). Переднюю часть пространства под седлом заполняет глушитель шума впуска с фильтрующим цилиндрическим элементом, установленным горизонтально. При этом решении обеспечивается хороший доступ к элементу воздушного фильтра после снятия правой боковой крышки (рис. 40). Всасываемый воздух поступает в глушитель шума впуска через съемную лабиринтную вставку. Вставку устанавливают в глушитель шума только в варианте с пониженным уровнем шума для ЧССР и для экспорта в страны с жесткими нормами на уровень шума, создаваемого мотоциклами.

Тенденция использования больших (восемнадцатидюймовых) колес до сих пор сохраняется. Этим, а также хорошими ходовыми качествами обусловливается такой размер колес и для новой модели-ЯВА-350/634, даже если на прежнем поколении мотоциклов ЯВА-350 установлены колеса 16", за исключением мотоциклов последнего исполнения, известных под названием «Калифорниан». Цепь привода заднего колеса целиком закрыта кожухом. Передняя (ведущая) звездочка на двигателе и звездочка на заднем колесе мотоцикла заключены в кожухи из двух половин с наставками, которые вверху и внизу взаимно соединены резиновыми муфтами, имеющими форму четырехгранной трубки с гофрированными сзади концами. Цепь таким способом хорошо защищена от пыли и воды {рис. 41).

Пространство ящика под седлом и глушитель шума впуска закрывают боковые легкосъемные крышки. На левой крышке находится еще плоский в форме кармана ящик для инструмента. Седло изготовлено из пенистого латекса, обтянутого искусственной кожей. Основу седла образует фигурный штампованный стальной лист.
Электрическое оборудование. Источником питания служат шестивольтовая аккумуляторная батарея и шестипо-люсный генератор, аналогичный прежним. Применив улучшенные изоляционные материалы, мощность генератора увеличили до 75 Вт без изменения его габаритных размеров и снижения срока службы. Вместо прежнего однокатушечно-го (одноякорного) реле-регулятора в электрической системе нового типа применяют реле-регулятор двухъякорный, размещенный отдельно от генератора в ящике под седлом. В корпусе фары, выштампованном из пластмассы, установлены параболическое зеркало диаметром 160 мм, спидометр, выключатель зажигания, контрольные лампы заряда и дальнего света и прерыватель указателя поворота с собственным предохранителем (рис. 42). Мотоцикл оборудован световыми указателями поворота. Передние указатели укреплены на кронштейне фары, задние-на кронштейне седла (рис. 43). Ими управляют при помощи переключателя на правой стороне руля. К предметам обычного оснащения мотоцикла относятся также зеркало заднего вида, резиновый фартук за задним колесом и электрический разъем в подседельном ящике для присоединения электрической системы коляски.

Мотоцикл ЯВА-350/634/4 приспособлен для присоединения коляски мод. ЯВА-560/3. Поэтому на раме стандартного исполнения имеются два отверстия для крепления двух задних тяг коляски. Передние тяги коляски крепят, во-первых, к самой верхней поперечине нижних труб рамы и, во-вторых, к переднему узлу крепления двигателя. Мотоциклы без коляски и с присоединенной коляской испытывали на долговечность и прочность. Мотоциклы успешно выдержали эти испытания, В результате изменений в двигателе и ходовой части, а также использования новых деталей удалось сохранить целостность внешнего вида мотоцикла. Мотоцикл ЯВА новой модели имеет удачное эстетическое решение внешнего вида некоторых узлов (двигателя, фары). Это подтверждает, что получаемые любой ценой модернистские формы обычно не обеспечивают популярности мотоцикла. Наоборот, традиционные для мотоциклов ЯВА элегантные формы, принятые опять для новой модели, наряду с изменениями конструкции и технологии составляют основу качества мотоцикла при его изготовлении. Работники народного предприятия «ЯВА» создали удачную модель, которая достойно представляет его славную марку (рис. 44).
Новый мотоцикл ЯВА-350 мод. 634/4/03 подготовлен для внутреннего рынка. Мощность его двигателя преднамеренно снижена до 14,7 кВт (20 л. с.) для того, чтобы уровень шума не превышал норму (84 дБ), Совершенно идентична этой модели мод. 634/4/01 с мощностью двигателя 16,2 кВт (22 л. с.), которая является базовым вариантом для экспорта в СССР. Мотоцикл мод. 634/4/01 представляет собой опытный вариант мотоцикла с однокулачко-вым передним тормозом и двигателем мощностью 16,2 кВт (22 л. с.), предназначенный для испытаний на надежность, тогда как мотоцикл мод. 634/4/02-серийный вариант с тем же двигателем и двухкулачковым передним тормозом.

Параллельно с мотоциклами этих моделей народное предприятие «ЯВА» производит мотоциклы других модификаций. Их отличают плоская фара и отдельная панель со спидометром и тахометром и несколько других незначительных дополнений по требованиям заказчиков. Мотоциклы имеют номер 634/5 (рис. 45 и 46). Мотоцикл последней модели 634/6 представляет собой известный вариант мотоцикла с раздельной смазочной системой и отдельным масляным насосом «Ойлмастер», поставляемым по заказам некоторых торговых организаций.

к оглавлению предыдущая ::: следующая
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
КНИГИ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006