JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

6. Демонтаж и замена поршня


Такой ремонт будет успешно выполнен только при наличии соответствующих приспособлений. К ним относятся выпрессовка поршневого пальца и вспомогательный направляющий палец. В комплекте инструмента выпрессовка имеет обозначение S44 {см. рис. 47). Поршневые пальцы двигателя мод. 634, как известно, установлены в головке шатуна на игольчатом подшипнике, поэтому для разборки требуется еще палец S87 для выпрессовки поршневого пальца и вспомогательные вставки S88 (см. рис. 62 и 63). Кривошипную камеру накрывают чистой тряпкой и снимают поршневые кольца. Необходимо вынуть стопорные кольца поршневого пальца. Они представляют собой проволочные пружинные кольца с загнутыми внутрь концами.
Кольца находятся в канавках отверстий для поршневого пальца в разжатом состоянии. Чтобы их вынуть, применяют клещи с остроконечными губками. Сожмите ими оба загнутых конца стопорного кольца - и оно вынется {рис. 101). Таким же способом выжимают стопорное кольцо и с другой стороны. Кольца можно вынуть и отверткой. Отвертку вставляют наискось снизу одного из концов стопорного кольца (рис. 102), потом вращательным движением отвертки стопорное кольцо выкатывают на участок меньшего диаметра, и оно выскакивает из канавки.

Начнем с описания демонтажа поршня двигателя мотоцикла мод. 634. После снятия пружинных стопорных колец из поршня в отверстие для поршневого пальца вставляют вспомогательную вставку S88. Потом в нее вставляют палец S87 для выпрессовки (рис. 103), а на поршень надевают выпрессовку S44 так, чтобы ее шпиндель совпал с пальцем для выпрессовки (рис. 104). При установке пальца для выпрессовки следите за тем, чтобы он был направлен в сторону средней шпильки цилиндра. Выпрессовкой S44 нажимаем на палец для выпрессовки до тех пор, пока его ступенька не коснется слегка поверхности поршня. В этом положении вспомогательная вставка уже находится в отверстии головки шатуна, внутри набора игольчатых роликов. Теперь вывернем обратно шпиндель выпрессовки S44, осторожно вытащим палец для выпрессовки, а потом снимем поршень. Чтобы вспомогательная вставка с игольчатыми роликами и упорными шайбами не выпали, их фиксируют чистой мягкой вязальной проволокой (рис. 105).

Производственники стремятся, чтобы неподвижная посадка поршневого пальца в поршне (с большим натягом) была постепенно заменена подвижной, вплоть до посадки движения. Объясняется это стремлением облегчить, упростить демонтаж и установку поршня. При непрерывном повышении точности изготовления и класса шероховатости поверхности цилиндра и отверстия в поршне это становится возможным. Поэтому при демонтаже или монтаже поршневого пальца мотоциклов ЯВА-350/634 самой последней серии встречаются случаи, когда не требуется выпрессовка S44, так как палец можно вставить в поршень сильным нажимом руки. Такой случай-явление, в общем, нормальное, и оно не должно нас удивлять.

У всех мотоциклов ЯВА-250, -350 предыдущих моделей в верхней головке шатуна запрессована бронзовая втулка, в которую вставляется поршневой палец. Поскольку у мотоциклов прежних моделей поршневые пальцы устанавливают в поршне с натягом, то для разборки необходима выпрессовка. Выпрессовку надевают на поршень так, чтобы ее хомут охватывал поршень, а отверстие в хомуте совпадало с отверстием в поршне. Потом с помощью вспомогательного пальца выпрессовывают поршневой палец так, чтобы он вышел с обратной стороны поршня. Палец выпрессовывается совсем или небольшая часть его остается в поршне. Шпиндель выпрессовки выверните обратно, потом выньте палец, после этого можно легко снять поршень.
При установке поршня на шатун соблюдают обратный порядок работы. Однако на мотоцикле мод. 634 необходимо прежде всего внимательно проверить, все ли 28 игольчатых роликов подшипника верхней головки шатуна на месте {каждый длиной 13,8 мм и диаметром 2 мм). Они очень тщательно обработаны, и для обеспечения требуемого рабочего зазора совместно с шатунами и поршневыми пальцами их сортируют по группам.
Очень не просто обработать отверстие верхней головки шатуна, поршневой палец и игольчатые подшипники с такой точностью, чтобы обеспечить в сопряжении этих деталей необходимый зазор (не менее 0,005 и не более 0,016 мм). Представьте себе, что допустимые отклонения диаметра отверстия в головке шатуна составляют 0,004 мм, диаметра поршневого пальца 0,003 мм, а роликов игольчатых подшипников всего 0,002 мм. Поэтому сборке предшествует сортировка деталей по группам и маркировка их краской. Чтобы обеспечить заданный зазор, детали комбинируют в соответствии с их размерами (и цветовой маркировкой), как указано в табл. 7. Эти подробные данные приводятся, скорее, для того, чтобы обратить внимание на точность изготовления деталей, а не для ремонта. Сопряжение шатуна с поршневым пальцем с помощью роликового подшипника более долговечно. Не следует, однако, считать что оно не изменено в течение срока службы мотоцикла, поршень заменяют лишь при растачивании цилиндров, снимают же его, если необходим ремонт, например после незначительного задира. Другие причины замены поршня указаны ниже.

Очень осторожно следует надевать поршень на верхнюю головку шатуна двигателя мод. 634, чтобы упорные кольца и иглы не выпали наружу. Убедитесь, что устанавливается необходимый поршень: поршень для правого цилиндра должен быть обозначен на днище буквой Р (правый), для левого L (левый). Стрелка должна быть направлена вперед. Для запрессовки поршневых пальцев опять используют выпрессовку S44, поскольку палец невозможно установить усилием руки.
Перед установкой пальца на мотоциклах предыдущих выпусков, у которых палец запрессован в поршень, целесообразно, если можно, поршень сначала нагреть. Это можно выполнить в обычном кухонном духовом шкафу. В нем поршень нагревают до 80-90°С. Недопустимо соприкосновение поршня непосредственно с пламенем или с противнем, который нагревается пламенем. Лучше всего поршень поместить на решетке или на какой-нибудь подставке. Температуру 80-90°С определяют так: капля воды через 1 мин после нанесения на поршень начнет испаряться. Потом надо взять левой рукой чистой тряпкой поршень так, чтобы днище было внизу, и вставить поршневой палец снаружи в отверстие с любой стороны, чтобы он вошел приблизительно на 1 мм, но не более (рис. 106). Потом наденьте поршень на верхнюю головку шатуна так, чтобы выбитая на поршне стрелка была направлена вперед. На положение поршня следует обратить особое внимание, иначе при работе двигателя сломаются поршневые кольца. Итак, поршень надевают на головку шатуна так, чтобы стрелка была направлена вперед, а вспомогательный палец выпрессовки вставляют в отверстие для поршневого пальца (со стороны, противоположной вставленному поршневому пальцу), чтобы вспомогательный палец прошел в отверстие в поршне и вошел в отверстие в головке шатуна. Потом на поршень надевают приспособление для выпрессовки пальца и шпиндель завертывают до упора в поршневой палец, который вдвигается в поршень. Правильное направление поршневого пальца в головке шатуна обеспечивает направляющий палец, который выступает из отверстия головки шатуна, куда его только что вставили. Если поршневой палец прошел через головку шатуна и входит в другое отверстие поршня, вспомогательный палец можно уже вынуть, а поршневой палец установить в положение, при котором пружинные стопорные кольца можно вставить в канавки с обеих сторон поршня.

Рекомендуем проверить, правильно ли установлены стопорные кольца с обеих сторон. Сборку заканчивают установкой поршневых колец, цилиндра и остальных деталей двигателя. Предупреждаем, что не следует заменять проволочные стопорные кольца плоскими и наоборот.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021