КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

VII. ПЕРЕДНЯЯ ПЕРЕДАЧА И СЦЕПЛЕНИЕ


1. Устройство и работа


При описании отдельных узлов двигателей мотоциклов ЯВА-250, -350 до сих пор предполагалась возможность доступа к узлам или деталям без демонтажа двигателя с рамы мотоцикла и без разборки картера двигателя, что будет описано в последующих главах. Не снимая двигатель, можно получить доступ к передней передаче и сцеплению, достаточно слить масло и снять левую крышку двигателя. Если, однако, заранее известно, что необходимо будет снимать двигатель, то не следует выполнять его частичную разборку, например, разборку сцепления: с рамы снимают двигатель. Работать с двигателем быстрее и удобнее на верстаке. Если же речь идет о ремонте сцепления путем замены некоторых его деталей или о ремонте передачи, то этот ремонт можно выполнять, не снимая двигатель с рамы. Целесообразно работать с мотоциклом на монтажной скамье.

На продольном разрезе двигателя мотоцикла ЯВА-350 мод. 634 (рис. 107) видно, что передняя передача размещена вместе со сцеплением в левой части картера двигателя. Левая и правая цапфы коленчатого вала установлены в шариковых подшипниках 6305 С36 размером 62 х 25 х 17 мм. Приставка С36 в обозначении подшипника означает увеличенный радиальный зазор, но ни в коем случае не снижение качества подшипника, как ошибочно считают некоторые мотолюбители и отказываются использовать подшипники с таким обозначением. Эти подшипники применяют в опорах коленчатого вала потому, что их устанавливают в нагретые половины картера, которые после охлаждения немного стягивают наружные обоймы подшипников. У подшипника с увеличенным радиальным зазором после этого обеспечивается гарантированный рабочий зазор.
Подшипники зафиксированы от осевых смещений пружинными стопорными кольцами; между подшипниками и этими кольцами установлены сальники 25 х 62 х 8. Эти сальники уплотняют кривошипно-шатунную камеру слева, со стороны передней передачи, и справа, со стороны генератора. Левая цапфа коленчатого вала выходит, следовательно, в пространство передней передачи и сцепления, которое образовано внешней частью левой половины картера и левой крышкой. На конце цапфы коленчатого вала выполнен конус, заканчивающийся хвостовиком с резьбой М18 х 1,5. На конусе насажена звездочка с 29 зубьями. На прежних моделях мотоциклов ЯВА-350, например на мод. 354/06, устанавливали ведущие звездочки передней цепной передачи с 27 зубьями, на мотоцикле ЯВА-250-с 22 зубьями, а цепь в обеих моделях была одинарная, а не двойная. Устанавливать эту звездочку просто: ее насаживают на обезжиренный конус цапфы, потом надевают пружинную шайбу диаметром 18,2 мм и хорошо затягивают гайку М18 х 1,5. Звездочка удерживается от проворачивания на конической поверхности цапфы коленчатого вала только силой трения.
Крутящий момент двигателя от ведущей звездочки на коленчатом валу передается на ведомую звездочку на сцеплении при помощи втулочной цепи 2 х 9,525 х 4,77 {2 х х 3/8 х 3/16"). В цепи 66 звеньев. На двигателях мотоциклов ЯВА-350 и ЯВА-250 прежних моделей применяют цепь 9,525 х 9,525 {3/8" х 3/8") соответственно из 64 и 60 звеньев. Ведомая звездочка представляет собой диск со ступицей и с зубчатым венцом по наружному обводу. К диску приклепан .барабан сцепления в форме короткого цилиндра с прорезанными пазами.
Эту цепную передачу называют передней (первичной), или моторной, в отличие от задней (вторичной) передачи. Передняя (первичная) передача осуществляет передачу крутящего момента от коленчатого вала на сцепление, тогда как вторая, задняя (вторичная) передача--от выходного вала коробки передач на заднее колесо.
Сцепление предназначено для соединения и разъединения ведущих и ведомых узлов мотоцикла. В результате наличия сцепления крутящий момент может не передаваться, например, при работе двигателя или переключении передач. При постепенном включении сцепления крутящий момент двигателя передается на коробку передач и посредством за/шей цепи на заднее колесо. Мотоцикл разгоняется.
Передача крутящего момента сцеплением происходит при соединении ведущих и ведомых дисков. На наружной окружности ведущих дисков имеются выступы, которые входят в пазы ведущего барабана сцепления. Ведущих дисков пять. Рабочими поверхностями у них служат фрикционные накладки. Между пятью ведущими дисками расположены четыре ведомых диска. Диски стальные, каждый из них насажен тремя отверстиями на три штыря, заклепанных в ведомом опорном диске. Ведомый диск насажен на шлицы первичного вала коробки передач и закреплен гайкой. Диски прижимаются один к другому тремя нажимными пружинами, размещенными во втулках нажимного диска. Втулки имеют форму цилиндра. Пружины зафиксированы в сжатом положении шайбами и штифтами, продетыми в поперечные отверстия трех штырей, которые заклепаны в опорном ведомом диске.
В сцепление входят, следовательно, детали двух групп: ведущие и ведомые. К ведущим относятся ведомая звездочка, соединенная клепкой с ведущим барабаном, и пять ведущих дисков. Ведомые детали составляют четыре ведомых диска, нажимной диск и ведомый опорный диск с тремя штырями. Эти детали расположены соосно с первичным валом коробки передач. Ведомая звездочка надета на распорную втулку, а втулка - на первичный вал коробки передач. Звездочка может свободно вращаться на втулке независимо от того, вращается первичный вал или находится в покое. В противоположность этому нажимной диск и ведомые диски, надетые на штыри ведомого опорного диска, вращаются вместе с первичным валом коробки передач, так как опорный диск установлен на нем на шлицах и затянут гайкой. Если сняты нажимной диск, шток выключения сцепления и диски, то к гайке крепления опорного диска имеется хороший доступ.
При описании сцепления невозможно не упомянуть еще одну очень важную деталь. Это упорная шайба, которая примыкает к подшипнику первичного вала коробки передач. Втулка, на которой вращается звездочка с ведущим барабаном, прижата к этой шайбе. Во втулку упирается опорный диск, у которого есть три штыря. Он притянут к ней гайкой. Ведомая звездочка с барабаном может, следовательно, свободно вращаться на втулке, однако от осевого перемещения в сторону двигателя она ограничивается упорной шайбой, а в обратном направлении - опорным диском с тремя штырями. Первичный вал коробки передач полый, и через отверстие в нем проходят два штока. На одном из них, который вставляют в отверстие первичного вала со .стороны сцепления, т.е. с левой стороны двигателя, есть опорный грибок. Второй шток, без грибка, обычно устанавливают справа. Назначение обоих штоков, которые соприкасаются внутри вала - передавать усилие, необходимое для выключения сцепления, с правой стороны двигателя на левую.
Предварительно заметим, что на правой стороне двигателя размещено механическое устройство, которое в списке запасных частей имеет совершенно неверное наименование «кронштейн с рычажками» и которое лучше бы было называть механизм выключения сцепления. Его упоминают в связи со сцеплением потому, что на него воздействует усилие выключения. Сцеплению это усилие передается тросиком от ручного рычага выключения сцепления.
Для всех мотоциклов прежних моделей (за исключением мод. 634) применяют механизм выключения сцепления в так называемом полуавтоматическом исполнении. На механизм выключения сцепления воздействует еще и усилие от кулачка при его угловом перемещении во время переключения передач. Механизм выключения сцепления передает это усилие на штоки. При выключении сцепления штоки соприкасаются, а левый шток с грибком надавливает изнутри на нажимной диск. Диск отжимается, преодолевая усилие нажимных пружин, и диски отходят один от другого. Если двигатель работает, то ведущие диски вместе с ведущим барабаном вращаются, а ведомые диски, нажимной диск и опорный диск со штырями, а следовательно, и первичный вал коробки передач не вращаются или вращаются с частотой вращения, задаваемой задней цепной передачей. Сцепление выключено.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
КНИГИ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006