КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

4. Механизм выключения сцепления

В 40-х годах подавляющее большинство мотоциклов отличалось простотой конструкции механизма выключения сцепления. Усилие от рычага выключения сцепления передавалось тросиком на одноплечий рычаг на коробке передач, который воздействовал на шток, а шток-на диск, сжимавший под воздействием усилия пружин диски сцепления. При нажатии на рычаг сцепления на руле диск преодолевает усилие нажимных пружин, и диски сцепления расходятся. Устройство было простым, надежным и не требовало особой регулировки. Начиная с 1945 года выпуска мотоцикла «перак»-ЯВА-250, -350 моделей 12 и 18, и на известных мотоциклах «перак»-был введен так называемый полуавтоматический механизм выключения сцепления, который позднее был установлен и на мотоциклах марки ЧЗ. Эта конструкция применялась вплоть до начала производства мотоцикла современной мод. 634, на которой вновь был использован классический механизм выключения сцепления. О причинах этого скажем ниже, после рассмотрения устройства полуавтоматического механизма выключения, который (за исключением мотоцикла мод. 634) применяют на многих мотоциклах.
Начнем, следовательно, с принципа действия, регулировки и ремонта полуавтоматического механизма выключения сцепления, который был в свое время замечательной новинкой на мотоциклах ЯВА. В перечне запасных частей полуавтоматический механизм выключения сцепления называется «кронштейн с рычажками». Хотя в этой книге автор точно придерживается терминов, приведенных в каталоге запасных частей, в данном случае приходится сделать исключение, потому что название «кронштейн с рычажками» совершенно неточное. Механизм выключения сцепления предназначен для выполнения двух функций. Первая очень простая. От ручного рычага на руле усилие с помощью тросика передается на штоки в полом первичном валу коробки передач. Они надавливают изнутри на нажимной диск и разводят ведущие и ведомые диски сцепления. Принцип действия такой же, как и у всех прежних сцеплений, неавтоматических.
Другая функция заключается в автоматическом выключении сцепления при включении или переключении передач педалью переключения передач, т.е. без применения ручного механизма управления. Автоматическое и ручное управление должны быть взаимно согласованы. От регулировки механизма выключения сцепления зависит, насколько легко и бесшумно переключаются передачи в коробке передач, происходит передача момента сцеплением или оно пробуксовывает. Механизм выключения сцепления размещен на правой стороне двигателя, под правой крышкой, за генератором, точно над звездочкой передачи на зеднее колесо (рис. 119). Его основание 1 усилено по краям отгибами и привинчено тремя винтами к правой половине картера двигателя. Вокруг опоры на основании может поворачиваться рычаг 2, на который воздействует, с одной стороны, тросик от ручного рычага на левой рукоятке руля, с другой стороны, кулачок 3, размещенный на внешнем правом конце вала переключателя передач. Вблизи оси рычага расположен ролик, который надавливает на штампованный, тоже поворачивающийся на оси вильчатый рычаг. Он служит для преобразования перемещения рычага в продольной плоскости в поступательное движение штока в поперечном направлении посредством захвата, на который опирается штампованный вильчатый рычаг. Кулачок на валу держателя поворачивается в соответствии с движением педали переключения передач.

Включение передач в коробке передач так называемое последовательное. Педаль переключения передач автоматически возвращается в исходное положение после отклонения как вверх, так и вниз. В исходном положении педали вырез на кулачке свободно соприкасается с роликом на рычаге. Этот ролик расположен около вершины прямого угла. Если педаль переключения передач, а следовательно, и кулачок на другой стороне двигателя отклоняются от исходного положения вверх (рис. 120) или вниз (рис. 121), кулачок набегает на ролик и отклоняет рычаг по направлению вперед. Механизм передает это движение на вильчатый рычаг, а тот на правый шток сцепления. Сцепление выключается.

Для полноты описания механизма следует добавить, что штоков два. Левый шток с грибком известен из описания разборки сцепления. Вынимают и вставляют шток с левой стороны двигателя; длина штока такая, что он доходит почти до половины длины отверстия внутри первичного вала коробки передач. На левый шток надавливает справа, со стороны механизма выключения сцепления, правый шток, который в отверстие первичного вала вставляют справа, по оси звездочки, разумеется, при снятом держателе сцепления. Внутренний конец левого штока и оба конца правого закалены, чтобы они не деформировались. Внутри захвата механизма выключения вставлен стальной шарик, который воздействует на внешний конец правого штока. Механизм выключения показан на рис. 122.

Верхний конец троса сцепления закреплен в рачаге выключения с помощью опорного ролика, другой конец зафиксирован в наконечнике стопорным винтом. Наконечник вставлен в продолговатые отверстия в нижнем конце рычага механизма выключения сцепления. Так как трос проходит в наконечнике между двумя плечами рычага, наконечник не может выпасть. Если сцепление выключают ручным рычагом, то трос перемешает нижний конец рычага выключения сцепления, и сиепление выключается независимо от положения педали переключения передач.
Когда мотоцикл стоит, сцепление выключают перед включением первой передачи ручным рычагом. При включении остальных передач сцепление выключается уже автоматически. Достаточно, если после включения передачи педаль переключения передач не отпускают сразу, а немного придерживают при обратном движении, чтобы она возвращалась медленно. Сцепление включается при этом «мягко», а разгон или замедление мотоцикла происходит очень плавно.
Опытный водитель разгонит мотоцикл без использования ручного выключения сцепления и на первой передаче. Для этого нужен опыт, а главное, необходимо «чувствовать» педаль левой ногой, которой переключают передачи. Этим овладеть нелегко, поскольку первую передачу включают, отклоняя педаль вверх. Когда потом педаль возвращается, ее следует придерживать верхней стороной носка ботинка.
Иногда может случиться, что в результате недостаточного смазывания троса в оболочке он оборвется в дороге или выдернется из верхнего наконечника под воздействием большого сопротивления и трения в оболочке. После этого следует, разумеется, переключать передачи при разгоне мотоцикла используя только педаль для выключения сцепления. Поэтому рекомендуется каждому водителю научиться осуществлять разгон мотоцикла без применения ручного выключения сцепления.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
КНИГИ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006