КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

VIII. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛОВ

1. Устройство и работа

Электрическую систему мотоцикла можно разделить на источники и потребители тока. К источникам тока относят генератор тока и аккумуляторную батарею, к потребителям — систему зажигания двигателя, а также осветительные, сигнальные, контрольные и измерительные приборы и устройства.
Если двигатель не работает, то для его пуска необходим источник электрической энергии для питания системы зажигания и электростартера, если мотоцикл им оборудован. Другие потребители тока тоже должны снабжаться электрической энергией и в том случае, когда двигатель не работает. Поэтому электрическая система мотоцикла оборудована аккумуляторной батареей. Если, однако, двигатель работает, то электрическую энергию для зажигания и других потребителей от батареи не получают (она быстро бы разрядилась). Поэтому на автомобилях имеется генератор электрического тока. Генератор питает все потребители тока и, кроме того, еще подзаряжает, если это требуется, аккумуляторную батарею, как только частота вращения коленчатого вала двигателя достигает определенного минимального значения.
Описанная взаимосвязь аккумуляторной батареи, генератора и потребителей кажется простой. В действительности она несколько сложнее. Задача усложняется, кроме того, тем, что изменяется напряжение тока, вырабатываемого генератором. Между частотой вращения ротора (якоря) генератора и коленчатого вала двигателя имеется прямая связь: у мотоциклов ЯВА ротор генератора насажен непосредственно на цапфу коленчатого вала. Поэтому и напряжение тока, вырабатываемого генератором, низкое, если частота вращения коленчатого вала двигателя небольшая, либо высокое, если двигатель работает при высокой частоте вращения. Номинальное напряжение электрической системы мотоциклов ЯВА старых моделей равно 6 В. На это напряжение рассчитаны все потребители и батарея. Для нормальной работы потребителей к ним должен поступать ток номинального напряжения 6 В, отклонение напряжения от номинального допускается лишь в узких пределах. Для аккумуляторной батареи это требование выполняется, а для генератора-никогда. Напряжение тока генератора меняется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. В электрическую систему включен поэтому регулятор напряжения в комбинации с реле обратного тока. Этот важный прибор автоматически управляет системой снабжения электроэнергией и при всех условиях, которые сказываются на работе электрической системы. Регулятор напряжения с реле обратного тока выполняет следующие функции:
  • подсоединяет генератор к электрической системе мотоцикла, если частота вращения коленчатого вала двигателя достаточно высокая и генератор развивает достаточную мощность;
  • при достаточно высокой мощности генератора обеспечивает, если это необходимо, за короткое время заряд аккумуляторной батареи и предотвращает ее разряд, если частота вращения ротора генератора снова уменьшится ниже определенного значения;
  • подсоединением дополнительного резистора либо, в крайнем случае, закорачиванием обмотки возбуждения генератора поддерживает напряжение тока генератора в допустимых пределах.
Можно сказать, что регулятор напряжения с реле обратного тока поддерживает напряжение в электрической системе мотоцикла на необходимом уровне или в допустимых пределах, независимо от силы тока потребителей или от частоты вращения ротора генератора.
К электрической системе автомобилей предъявляют большие требования. Высокая эксплуатационная надежность, минимальные потребности в регулировках и обслуживании, а также способность работать в тяжелых условиях- эти качества особенно необходимы электрической системе мотоцикла. Тяжелые условия-это переменная температура, среда с высокой степенью запыленности и большой влажностью. Кроме того, все приборы электрической системы имеют очень жесткие ограничения по габаритным размерам. Хотя электрическая система мотоциклов ЯВА работает надежно и к ее обслуживанию не предъявляются высокие требования, однако почти половина всех неисправностей, которые встречаются на мотоциклах, относится к неисправностям электрической системы.
Для того чтобы устранять неисправности, необходимо в совершенстве знать конструкцию и принцип действия всех узлов электрического оборудования. В противном случае нельзя будет ничего в электрической системе ни отрегулировать, ни отремонтировать. Поэтому прежде чем рассматривать ее регулировки, обслуживание и ремонт, основательно изучим работу отдельных узлов, особенно регулятора напряжения, требующего из всех частей электрической системы самого пристального внимания.

Электрические системы мотоциклов с постоянным и переменным током.

Машины, вырабатывающие электрическую энергию (генераторы), делят на машины переменного тока, или альтернаторы, и машины постоянного тока, или динамо. Аккумуляторная батарея-это источник только постоянного электрического тока, и только постоянным током батарею можно, следовательно, зарядить. Поэтому в качестве генераторов тока в электрических системах мотоциклов используют преимущественно генераторы постоянного тока. Генератор постоянного тока должен иметь коллектор, устроенный таким образом, чтобы щетки снимали с якоря ток постоянного направления.
На некоторых мотоциклах в качестве источников электрического тока используют генераторы переменного тока. В этом случае электрическая система должна быть дополнена полупроводниковым выпрямителем, обычно селеновым или кремниевым, который выпрямляет ток, идущий на заряд батареи. Некоторые потребители тока, как, например, лампы стояночного света или сигнала торможения, получают постоянный ток от аккумуляторной батареи, другие-переменный ток от генератора. При использовании генератора переменного тока в качестве источника тока в электрической системе мотоцикла в условиях эксплуатации ЧССР не создается значительных преимуществ. Необходимо все равно применять выпрямители. Кроме того, выпрямитель - это уязвимый элемент электрической системы, служащий источником дополнительных неисправностей. Несмотря на это, некоторые мотоциклы ЯВА оборудованы генераторами переменного тока. Первоначально это были мотоциклы, предназначенные для экспорта в страны с тропическим климатом. Причиной применения генераторов переменного тока послужило не стремление упростить электрическую систему, а условия, в которых мотоциклы эксплуатируются. В тропических условиях аккумуляторная батарея также становится ненадежным элементом электрической системы. Высокие температуры способствуют интенсивному испарению электролита, уход за аккумуляторной батареей намного сложнее, чем в наших условиях. Батарея служит только вспомогательным источником тока, от которого эксплуатация мотоцикла, и прежде всего системы зажигания двигателя, не зависит.
Мотоциклы ЯВА, регулирование и ремонт которых рассматриваются, имеют в основном электрическую систему с генератором постоянного тока и аккумуляторной батареей, без выпрямителя. Она известна под названием «батарейная электрическая система мотоцикла». Эта система ниже подробно описана. Только затем будут рассмотрены электрические системы с генератором переменного тока в качестве источника тока.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
КНИГИ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006