JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

6. Система зажигания

а)

Описание устройства. Электрические устройства каждого мотоцикла разделяют на источники электрического тока и на потребители тока. Систему зажигания относят к потребителям тока так же, как, например, лампы освещения, потому что они потребляют ток от источника'. Ее назначение-воспламенение смеси в' камере сгорания цилиндра соответствующим способом в необходимый момент.
Смесь воспламеняется электрической искрой при напряжении 12000-15000 В. Электрическая искра такого высокого напряжения создается в катушке зажигания при подаче тока от генератора или от аккумуляторной батареи. Система зажигания имеет первичную и вторичную цепи. Обе цепи взаимосвязаны индуктивно посредством первичной и вторичной обмоток катушки зажигания. Катушка зажигания представляет собой трансформатор. Однако постоянный ток от аккумуляторной батареи или генератора нельзя трансформировать.
Трансформация обусловлена изменением электромагнитного поля катушки, а при постоянном токе в катушке хотя и образуется электромагнитное поле, но оно не меняется. Поэтому цепь постоянного тока попеременно разрывается и соединяется, чтобы появлялось и исчезало магнитное поле катушки. Вследствие этих изменений индуцируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки, который подается к свече. Искра, проскакивающая между электродами свечи, воспламеняет рабочую смесь в цилиндре двигателя.
Первичная цепь идет от источника тока к выключателю зажигания. Аккумуляторная батарея присоединена к выключателю через клемму 30, генератор-через клемму 51 (рис. 154 и 155).

Если ключ выключателя зажигания находится в положении «Зажигание включено», источник тока (безразлично, аккумуляторная батарея или генератор) соединяется с клеммой 54. От клеммы 54 выключателя зажигания ток поступает в цепь зажигания в любом случае. От клеммы 54 цепь идет далее на клемму ./5 катушки зажигания. Через клемму 15 ток проходит в катушку по ее первичной обмотке. Конец первичной обмотки катушки зажигания соединен с началом вторичной обмотки, поэтому обе обмотки имеют на катушке общий вывод 1. От вывода / цепь идет к прерывателю зажигания и затем на массу. Первичная цепь замыкается, если замкнуты контакты прерывателя.
Вторичная цепь включает вторичную обмотку катушки зажигания, начало которой должно было бы иметь отдельный вывод на массу, но которая для упрощения выводится на массу совместно с концом первичной обмотки через вывод I и прерыватель. Второй конец вторичной обмотки катушки зажигания проводом с хорошей изоляцией соединен со средним электродом свечи зажигания. При наличии искры средний электрод вторичной цепи замыкается на внешний электрод, соединенный с корпусом свечи, ввернутым в головку цилиндров двигателя, следовательно, опять соединенным с массой.
Обе цепи системы зажигания взаимно связаны: первичная и вторичная обмотки катушки намотаны на общий сердечник. Если контакты прерывателя замкнуты, то первичная цепь замкнута и по ней протекает ток силой около 3,5 А. Первичная обмотка катушки зажигания образует магнитное поле. Силовые линии этого поля проходят через витки вторичной обмотки.
В тот момент, когда нужно воспламенить смесь в цилиндре двигателя, размыкаются контакты прерывателя, и первичная цепь разрывается. Магнитное поле, образующееся при протекании тока по первичной обмотке, уменьшается, при этом во вторичной обмотке индуктируется ток высокого напряжения, цепь которого замыкается уже описанным путем, а именно при наличии искрового разряда между электродами свечи, от которой воспламеняется смесь.

б)

Конденсатор. Первичная цепь замкнута при замкнутых контактах прерывателя. Когда контакты размыкаются, сила первичного тока возрастает, и между контактами прерывателя появляется электрическая искра. Время разрыва цепи первичного тока увеличивается в этом случае. Напряжение вторичного тока, однако, тем выше, чем быстрее происходит изменение магнитного поля катушки или же чем быстрее происходит разрыв цепи первичного тока. Поэтому параллельно с прерывателем подсоединяют конденсатор. Он предназначен для предотвращения образования дуги между контактами; первичный ток заряжает конденсаторы. Тем самым он мгновенно исчезает. Такое значительно упрощенное объяснение дается единственно с целью понимания назначения конденсатора. В действительности все намного сложнее. С помощью конденсатора предотвращают и ограничивают искрение между контактами прерывателя, поэтому конденсатор называют также Искрогасителем.
Конденсатор закреплен хомутиком на круговой пластине прерывателя (см. рис. 142} или на цилиндрической поверхности статора (см. рис. 143). Генераторы двухцилиндровых двигателей имеют два конденсатора, по одному на каждый прерыватель. Конденсатор легко вынуть, если ослабить винт крепления его хомутика (рис. 156).

в)

Прерыватель. На торце статора генератора сделаны три сегментные прорези, точно обработанные по внутреннему диаметру, который служит направляющей для круглой пластины прерывателя. В двух местах по периметру пластины выполнены продолговатые отверстия, через которые проходят винты крепления с круглой головкой и прорезью под отвертку. Если эти винты ослабить, то пластину можно в определенных пределах - пока позволяют ее продолговатые отверстия-повернуть вправо или влево. Тем самым устанавливают и регулируют опережение зажигания. Если оба винта крепления вывернуть, то пластину прерывателя можно снять с торца генератора (рис. 157).

Устройство пластины прерывателя и число конденсато-ров-вот основные внешние признаки, по которым можно отличить генератор мотоцикла ЯВА-250 от генератора мотоцикла ЯВА-350. У мотоцикла ЯВА-250 только один прерыватель, у мотоцикла ЯВА-350 их два, поскольку для каждого цилиндра имеется отдельная цепь зажигания. К каждому прерывателю параллельно на массу подсоединен конденсатор. На генераторе мотоцикла ЯВА-350 установлены, следовательно, два конденсатора (см. рис. 143). Круглую пластину прерывателя у этого генератора так же, как у генератора мотоцикла ЯВА-250, обозначают 1А (рис. 158). Имеется еще одна полукруглая пластина для второго прерывателя, которую обозначают 1В. На пластине 1А размещен прерыватель цепи зажигания правого цилиндра, на полукруглой пластине 1B-прерыватель зажигания левого цилиндра. На смонтированном генераторе молоточек прерывателя правого цилиндра установлен справа сверху, левого - слева внизу на торце генератора (см. рис. 158).

У генератора двухцилиндрового двигателя мотоцикла ЯВА-350 полукруглая пластина 1В с прерывателем для левого цилиндра прикреплена к пластине 1А двумя винтами с цилиндрической головкой. Если эти винты вывернуть, то полукруглую пластину 1В можно снять (рис. 159).

Каждый прерыватель состоит из молоточка 1, основания неподвижного контакта 2 и соединительной клеммы 3 (рис. 160). Ток первичной цепи системы зажигания идет от вывода 1 катушки зажигания (см. рис. 154) к клемме прерывателя, отсюда по пружине на молоточек и через замкнутые контакты на массу. Клемма прерывателя и молоточек должны быть изолированы от пластины, на которой они закреплены. Надежная изоляция молоточка и клеммы-это первая предпосылка нормальной работы зажигания.

Основание контакта представляет собой небольшую пластину, которая установлена либо на пластине 1А прерывателя, либо на полукруглой пластине 1В (ЯВА-350) и притянута винтом, проходящим через овальное отверстие. Пластину можно, следовательно, тоже немного поворачивать и тем самым регулировать опережение зажигания. Передний конец основания имеет клювообразный вырез, в который вставляют отвертку при регулировке зазора в прерывателе.
На переднем конце основания (у выреза для регулировки зазора) имеется отогнутый под прямым углом держатель с неподвижным контактом (наковальня) прерывателя. На противоположном конце имеется отверстие, которым основание насажено на головку пальца, зафиксированного в пластине 1А или 1В прерывателя. Основание контакта можно поворачивать вокруг головки пальца, если винт крепления основания ослаблен, на величину, соответствующую размерам овального отверстия на противоположном конце. На наружном крае аналогично размещен отогнутый под прямым углом держатель с отверстием для крепления изолированного клеммодержателя прерывателя.
Клеммодержатель представляет собой слегка изогнутую пластину: на ее свободном конце расположен пружинный зажим провода от катушки зажигания. Если сжать зажим, надавив на пружину, под пластиной откроется глазок, куда вставляют наконечник провода. Когда пружина отпускается, провод крепко зажимается.
Другим концом пластина клеммодержателя изолированно закреплена на уголке основания контакта. Крепится она гайкой М4 с шайбой (рис. 161). Сняв щайбу, можно вытащить наконечник провода конденсатора (рис. 162). Под наконечником провода расположена другая гайка М4. Под ней также имеется шайба; на болт надета еще квадратная пертинаксовая изоляционная пластина. Когда она снята, остальные части можно из отверстия основания вынуть по направлению вниз. К этим частям относятся: пластина клеммодержателя с болтом, вторая квадратная пертинаксовая прокладка и круглый изоляционный вкладыш. Обе квадратные прокладки и круглый вкладыш изолируют клеммо-держатель от металлического основания.

Собирают клеммодержатель в обратной последовательности: в пластину клеммодержателя вставляют снизу болт М4 до соприкосновения с шестигранным упором. На болт надевают сверху одну квадратную пертинаксовую прокладку. Затем болт с клеммодержателем вставляют снизу (изнутри) в круглое отверстие основания (рис. 163). При этом болт М4 поддерживают снизу, чтобы он не выпал. Когда круглый вкладыш попадет в отверстие, на болт надевают вторую квадратную пластину, потом стальную шайбу и весь узел осторожно затягивают гайкой, сначала с небольшим усилием. Следует проверить, правильно ли установлен круглый вкладыш в отверстии основания, только после этого надо затянуть гайки. Теперь клеммодержатель укреплен и изолирован. Остается надеть наконечник провода конденсатора, шайбу и затянуть вторую гайку.

Молоточек отштампован из высокопрочной тонколистовой стали. На конце молоточка приварен контакт, который соприкасается с расположенным напротив него контактом на основании. Посередине молоточка закреплен изнутри пертинаксовый ползун, который упирается в кулачок прерывателя. На другом конце молоточка запрессована изоляционная втулка с уступом на торце, поэтому установленный на оси молоточек изолирован от массы мотоцикла. И, наконец, на молоточке закреплена еще ленточная стальная пружина, которая образует петлю вокруг изоляционной втулки. Свободным концом пружина опирается на внутреннюю сторону пластины клеммодержателя; выштампо-ванным глазком она входит на выступающий конец болта. Пружина прижимает молоточек, так что контакты постоянно замкнуты. Они размыкаются, когда кулачок набегает на ползун и приподнимает молоточек.

г)

Главная клеммная панель генератора. У генератора, на статоре которого установлен реле-регулятор, главная клеммная панель генератора выполнена как одно целое с основанием реле-регулятора (рис. 164). На старых моделях генератора клеммная панель выполнена отдельно (рис. 165).

Между обеими моделями генератора нет никакой разницы в функциональном отношении. В обоих случаях на клеммной панели имеется клемма 57, к которой присоединяют провод от аккумуляторной батареи. От нее цепь идет к контакту Х4 реле обратного тока и далее на клемму 61, через провод соединенную с выключателем зажигания. На генераторах старой конструкции клеммная панель выполнена, как уже указано, отдельно, и на ней имеются клеммы 51, 61, 1А к в некоторых случаях клемма 1В. При соединении ошибка, следовательно, невозможна.
В предыдущих разделах подробно описано действие некоторых основных узлов электрического оборудования. Было это совершенно необходимо-только так можно понять назначение регулировочных и ремонтных работ.
Большинство владельцев мотоциклов хорошо устраняет неисправности в механизмах своих мотоциклов. Однако они опасаются устранять неисправности электрической системы. Это потому, что они недостаточно осведомлены о ее конструкции и работе. Следовательно, предыдущее описание нельзя считать для многих читателей потерей времени. Они будут вознаграждены умением быстро определять причины возникновения неисправностей и быстро их устранять.
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021