КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

11. Реле-регулятор с одной электромагнитной катушкой

  • а) Проверка работы и регулировка. Генератор с реле-регулятором-самые важные узлы электрической системы мотоцикла. Если генератор вырабатывает электрический ток и если реле-per улятор правильно осуществляет соединение генератора с электрической системой и регулировку напряжения, то и степень заряда аккумуляторной батареи всегда соответствует требуемой. Это означает, что двигатель легко пустить, что действуют все приборы освещения и что можно ехать на большое расстояние. Поэтому если появляются какие-либо признаки того, что при работе двигателя электрическая система не получает ток от генератора, необходимо немедленно искать причину. О некоторых возможных причинах уже говорилось: неисправность щеток (слишком короткие, сломаны или перекошены в направляющих), загрязнение коллектора материалом щеток при их истирании. Если ни одна из этих причин не обнаружена, то неисправность надо искать в реле-регуляторе. Первой предпосылкой его правильной работы являются соответствующие механическая и электрическая регулировки. Обе регулировки взаимосвязаны. Магнитодвижущая сила (МДС) электромагнита должна соответствовать натяжению пружин. При проверке или регулировке реле-регулятора необходимо выполнить следующее:
    - проверить правильность механической регулировки;
    - измерить, соотвегствуюг ли электрические параметры предписанным; если электрические параметры не соответствуют указанным в инструкции, то выполняют механическую регулировку реле обратного тока и регулятора напряжения, сняв их с мотоцикла;
    - проверить вновь электрические параметры;
    - заменить реле-регулятор, при отсутствии результатов.
  • б) Обнаружение механических дефектов. Если есть подозрение на неисправность реле-регулятора, то необходимо установить, выполняет ли реле-регулятор две свои функции: параллельное подключение аккумуляторной батареи к генератору и регулирование напряжения генератора. Пока имеется в виду не измерение механических или электрических параметров регулировки, а только выяснение принципиального вопроса, выполняет ли и может ли выполнять реле-регулятор две указанные функции.
  • Прежде всего аккумуляторную батарею отсоединяют от электрической системы (вынимают предохранитель, расположенный в левом боковом ящике). Потом снимают правую крышку картера двигателя для доступа к генератору. Реле-регулятор размещен на установленном генераторе так, что одна половина его находится под краем стенки картера двигателя, а другая половина снаружи. Контакты реле-регулятора хорошо видны, и поэтому можно наблюдать за ними из разных положений. Пальцем левой руки нажимают на якорь реле-регулятора (рис. 193) таким же усилием, как и при нормальном притяжении его электромагнитом. В начале движения якоря замкнутся прежде всего контакты Х1 и Х2 реле обратного тока (см. рис. 147) на внутренней стороне ярма реле-регулятора, а затем плоская пружина замыкает оба контакта ХЗ и Х4 регулятора напряжения. При дальнейшем нажатии на якорь эти контакты размыкаются, и контакт Х4 остается в промежуточном положении между контактами ХЗ и Х5. Это первая ступень регулирования. Якорь дойдет до упора, и на второй ступени регулирования контакты Х4 и Х5 замыкаются. Все эти ступени были подробно описаны в предыдущих разделах, и их можно визуально проконтролировать. Такой контроль достаточно простой и убедительный. Большинство неисправностей реле-регулятора обнаруживают уже при контроле.

    Если установлено, что замыкание реле обратного тока и отдельные положения пружины и контактов регулятора напряжения следуют в нужном порядке, то у реле-регулятора не может быть слишком серьезных дефектов. Поэтому надо проверить его электрическую регулировку.
  • в) Проверка электрической регулировки реле-регулятора. Проверяют измерительным прибором - ампервольтметром или вольтметром постоянного тока с пределами измерения 0-12 В. Целью этой проверки является определение, вырабатывает ли генератор ток, какого напряжения и как регулятор напряжения этот ток регулирует. Поэтому при испытании замеряют ток генератора, а именно на клемме 61 главной клеммной панели. Аккумуляторную батарею от электрической системы отключают. Проверку должны проводить два человека: один обслуживает мотоцикл и изменяет при необходимости частоту вращения коленчатого вала двигателя, второй замеряет электрические параметры. В процессе измерения необходимо следить также за частотой вращения коленчатого вала двигателя, от которой зависят мощность генератора и работа реле-регулятора.
  • Намного легче определять частоту вращения с помощью тахометра. Мотоцикл ставят на подставку, а двигатель пу-. екают, не включая передачу. Частоту вращения коленчатого вала измеряют тахометром. Если тахометра нет, то необходимо после пуска двигателя включить четвертую передачу, колесо будет вращаться, как при езде. Частоту вращения коленчатого вала двигателя определяют по скорости, которую показывает спидометр. Зависимость скорости движения мотоцикла от частоты вращения коленчатого вала двигателя известна (рис. 194).

    Последовательность измерения. Мотоцикл ставят на подставку и пускают двигатель. Ключ находится в положении «Зажигание включено». Правая крышка картера двигателя снята. Сначала измеряют напряжение замыкания реле обратного тока. Вольтметр PV подсоединяют (рис. 195) для измерения напряжения замыкания реле параллельно генератору. Выводной провод соединяют с массой генератора, а второй-с клеммой D реле-регулятора или же к клемме 61 на клеммной панели генератора. Двигатель работает при малой частоте вращения коленчатого вала, которая после присоединения измерительных приборов постепенно увеличивается. При напряжении от 6,2 до 6,6 В электромагнит реле-регулятора притянет якорь, и контакты X1 и Х2 замкнутся. Если реле не включается при напряжении в указанных пределах, то его нужно отрегулировать, как описано ниже.
    Напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения, проверяют как при отсутствии нагрузки в электрической системе, так и при номинальной нагрузке. Сначала проверяют напряжение без нагрузки в электрической системе: с клеммы В реле-регулятора (что означает с клеммы 51 главной клеммной панели генератора) отсоединяют при работе двигателя провод, идущий от аккумуляторной батареи, и к нему присоединяют измерительный прибор, а положительный полюс батареи соединяют с массой якоря генератора. Частота вращения якоря генератора повышается настолько, что напряжение на измерительном приборе больше не увеличивается. Измеренная при этом величина напряжения не должна превышать допустимой (8 В). Регулятор напряжения работает на второй ступени регулирования. Потом понемногу снижают частоту вращения якоря генератора и одновременно следят, когда регулятор напряжения переходит работать на первую ступень регулирования. Прибор покажет пониженное напряжение. Эту величину опять отсчитывают. Она не должна быть ниже 7 В. Разность между обеими замеренными величинами называют «напряжением перехода». Следовательно, она является разницей между напряжением на второй и первой ступенях регулирования.
    Напряжение перехода должно быть положительным. Это означает, что его величина, измеренная на второй ступени регулирования, должна быть больше, чем на первой ступени. При напряжении перехода якорь реле-регулятора не должен непрерывно колебаться, а должен находиться в положении, соответствующем первой или второй ступени регулирования. В противном случае разность напряжений перехода будет нулевой или отрицательной.
    Напряжение при нагрузке замеряют так же. К клемме В (см. рис. 195) реле-регулятора, т.е. к клемме 51 главной клеммной панели генератора, присоединяют опять провод .от батареи. Потом включают все потребители тока, т.е. фару, фонари габаритного и стояночного света. Сила тока, потребляемая этими приборами, равна 6,7 А; напряжение около 6,8 В (мощность около 45,5 Вт). Гайку на нижнем конце плоской пружины реле-регулятора устанавливают так, чтобы измерительный прибор при первой ступени регулирования показывал напряжение 6,8-7 В. Затем от клеммы 51 отсоединяют провод, идущий от батареи, и снова проверяют напряжение на обеих ступенях регулирования, как уже было описано.
    Обратный ток-это ток, который при большом падении частоты вращения ротора генератора идет от аккумуляторной батареи на клемму 51 реле-регулятора и через замкнутые контакты XI и Х2 реле обратного тока на ярмо, т.е. в обратном направлении по сравнению с током, проходящим в цепи при заряде аккумуляторной батареи. Сила тока не должна превышать 5 А, чтобы не произошло слишком большого разряда батареи. Но она должна быть достаточной для образования большой напряженности магнитного поля катушки реле-регулятора с обратной полярностью по сравнению с магнитным полем при нормальной мощности генератора. Возникающее магнитное поле способствует обратному перемещению якоря и размыканию контактов XI и Х2 реле обратного тока. Тем самым предотвращается дальнейший разряд аккумуляторной батареи.
    Для измерения необходим амперметр с нулем посередине шкалы. Его подсоединяют последовательно вместо вынутого предохранителя. Прибор будет показывать как зарядный, так и обратный ток, и поэтому не имеет значения, какой и куда провод подсоединяют вместо предохранителя. Можно также включить этот амперметр последовательно в цепь около генератора, чтобы не нужно было вынимать предохранитель электрической системы. Тогда отсоединяют провод от клеммы 51 на главной клеммной панели и подсоединяют вместо него провод от амперметра. Другой вывод прибора соединяют с отсоединенным проводом. Потом уменьшают подачу топлива, частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшается, понижается и сила зарядного тока, что определяют по шкале прибора. В момент, когда напряжение генератора станет ниже напряжения батареи, стрелка прибора переместится на ноль и сразу же отклонится в противоположную сторону шкалы. Это отклонение происходит только на мгновение и вызвано, конечно, обратным током, который начинает проходить в обратном направлении, потому что напряжение аккумуляторной батареи становится выше, чем генератора. Его величину определяют в момент отклонения стрелки прибора, которая быстро возвращается обратно. Под воздействием магнитного поля обратного тока, якорь возвращается в исходное положение, контакты XI и Х2 реле обратного тока размыкаются, и обратный ток от батареи не проходит. Сила обратного тока, определенная по измерительному прибору в момент отклонения стрелки, не должна превышать 5 А.
  • г) Точная механическая регулировка реле-регулятора. Если при измерениях реле-регулятор не обеспечивает предписанные электрические параметры, то его следует детально проверить, а при необходимости выполнить механическую регулировку. Снимают статор генератора (после отсоединения проводов на клеммах главной панели и выемки шеток). Тогда к реле-регулятору имеется свободный доступ со всех сторон. Механическую регулировку контролируют при двух крайних положениях якоря реле-регулятора: без нагрузки, т.е. в совершенно свободном состоянии, и когда якорь прижат к торцу катушки до упора. Зазоры (рис. 196) измеряют плоскими щупами.
  • В первом случае (рис. 196, а) зазор между якорем и торцом катушки должен быть равен 2,4 мм. Если этот зазор не выдержан, его можно установить, подгибая или отгибая упор якоря, на который он опирается верхней частью в ненагруженном состоянии. Упор образован штампованным продолжением держателя контакта. Если вынуты оба верхних винта, которые крепят к ярму реле-регулятора держатель контактов и плоскую подвесную пружину с прокладками, то держатель можно снять и подогнуть упор, насколько это необходимо. После подгибания опять проверяют зазор между якорем и торцом катушки, причем нельзя забывать, что каждое изменение положения держателя, его снятие и обратная установка влияют на правильное положение контакта Х5 регулятора напряжения. Это следует учитывать при повторной установке держателя.
    Зазор между контактами XI и Х2 реле обратного тока при ненагруженном якоре должен быть в пределах 0,25-0,35 мм. Этот зазор можно измерить плоскими щупами. Если он не соответствует этой величине, то его следует установить. Отвинчивают два винта, которыми бакелитовое основание снизу прикрепляют к ярму реле-регулятора. Под ним находится винт с потайной головкой, которым зажата фигурная накладка подвижного пружинного контакта реле обратного тока. Винт отпускают, накладку освобождают, и контакт можно подвинуть на необходимое расстояние. После регулировки винт опять затягивают, контакт при этом закрепляют в нужном положении и устанавливают бакелитовое основание. Если расстояние между контактами реле обратного тока в свободном состоянии слишком велико, то можно также осторожно подпилить тот конец пружины с контактом, которым она опирается на плечо якоря. Расстояние между контактами реле обратного тока измеряют и регулируют в принципе только в том случае, если якорь правильно механически отрегулирован в свободном состоянии и полностью притянут.
    Расстояние между контактом Х4 на плоской пружине реле-регулятора и контактом Х5 второй ступени регулирования при ненагруженном якоре должно быть равно 0,18-0,25 мм. Если оно не соответствует указанной величине, то его легко можно отрегулировать, передвигая держатель контактов (ослабив предварительно оба винта в верхней части).
    Измеряют величину перемещения управляющего плеча якоря от положения его при замыкании контактов реле обратного тока до положения, при котором только что разомкнулись контакты ХЗ к Х4 (первая стадия регулирования). Это перемещение измеряют плоскими щупами, вводимыми между концом пружинного держателя контакта реле обратного тока и внутренним (нижним) управляющим плечом якоря, когда якорь занимает положение, соответствующее размыканию контактов ХЗ и Х4 регулятора напряжения. Это то самое положение, при котором стеклянный шарик, вставленный в штифт на управляющем плече, упирается в регулировочный винт плоской пружины регулятора напряжения. Однако соприкосновения этих двух деталей снаружи не видно, поскольку оно происходит внутри боковой бакелитовой пластины ярма регулятора.
    В равной мере необходимо уделять внимание механической регулировке реле-регулятора в момент, когда якорь прижат к торцу электромагнита до упора. В этом случае проверяют зазор между якорем я плоскостью верхнего торца катушки реле-регулятора (рис. 196,6). Зазор задан высотой шпенька на нижней поверхности якоря и должен быть равен 0,18-0,25 мм. Меньше он обычно не бывает. Намного чаще случается, преимущественно после попыток выполнить механическую регулировку, что это расстояние превышает указанную величину. Вызвано это тем, что другое плечо якоря прижимается к ярму регулятора до упора, и поэтому верхнее плечо не может приблизиться к торцу катушки. Тогда следует ослабить оба винта на верхней стороне держателя контактов и передвинуть якорь реле-регулятора в направлении от его ярма.
    Следующий размер - зазор между управляющим плечом якоря и внутренней стороной ярма реле-регулятора - взаимосвязан с предыдущим зазором. Подразумевается, что якорь полностью, до упора, прижат, как и положено при этом измерении. При этом между плоскостями ярма и управляющего плеча якоря образуется равномерный зазор, равный 0,18-0,25 мм. И, наконец, последний параметр, относящийся к числу механических параметров регулировки реле-регулятора. При прижатом до упора к торцу катушки якоре пружина реле-регулятора посредством контакта Х4 соприкасается с контактом Х5 второй ступени регулирования, причем несколько даже отжимает его от реле-регулятора в направлении наружу. Это объясняется тем, что контакт Х5 находится на плоском пружинном держателе. При упоре якоря в торец катушки конец держателя с контактом Х5 изгибается. Величина упругой деформации должна равняться 0,2 мм. Ее регулируют, подгибая пружинный держатель с контактом Х5.
    К механической регулировке реле-регулятора предъявляют очень высокие требования. Необходимо помнить, что при установке одного регулировочного параметра механизма могут быть нарушены несколько других. Поэтому регулировкой реле-регулятора должны заниматься только опытные специалисты. Как правило, эту работу лучше выполнять в специализированной электротехнической мастерской. Качество механической регулировки зависит только от квалификации работника. В дополнение к материалу о механической регулировке регулятора напряжения и реле обратного тока ниже приводим значения усилий пружин.
    Усилие пружин контактов реле обратного тока в замкнутом состоянии составляет 3 ± 0,2 Н (0,300 + 0,02 кгс), а усилие, действующее на контакты ХЗ, Х4 регулятора напряжения при ненагруженном якоре, составляет 2-3,5 Н (0,200-0,350 кгс). Данные величины никогда, разумеется, не измеряют, поскольку это выходит за пределы возможностей любительской ремонтной практики. Их проверяют в специализированных электротехнических мастерских, располагающих необходимыми устройствами.
  • д) Регулировка электрических параметров реле-регулятора (рис. 197). Напряжение включения реле обратного тока. Если нужно отрегулировать напряжение включения реле обратного тока, ослабляют два винта МЗ на якоре реле-регулятора, после чего можно передвинуть стальную накладку под ними по направлению к катушке. При этом напряжение включения реле обратного тока при замыкании контактов будет выше (см. рис. 197), так как подвесная стальная пружина якоря в свободном состоянии выгнута вверх. В результате этого во время работы якоря создается постоянный предварительный натяг, который изменяют при перестановке накладки. Если ее сдвинуть в направлении к ярму реле-регулятора, то напряжение включения его снижается. Когда проверяют новую регулировку напряжения включения реле обратного тока, то два винта МЗ на накладке должны быть как следует затянуты.
  • Напряжение регулятора тока и переходный режим. Плоская пружина регулятора напряжения, на которой вверху установлен двусторонний контакт Х4 (см. рис. 197), прижата нижним концом винта с шестигранной головкой. Затягивая или отвертывая этот винт, можно изменить предварительный натяг плоской пружины, а следовательно, и регулируемое напряжение на контакте Х4 на второй ступени регулирования. При затягивании винта предварительный натяг пружины увеличивается, и поэтому для ее прижатия к контакту Х4 необходимо большее усилие, а тем самым и большее напряжение в катушке электромагнита. Отвертывая винт, предварительный натяг пружины, наоборот, можно уменьшить, и напряжение на второй ступени регулирования будет ниже.
    Напряжение на первой ступени регулирования регулируют вторым винтом МЗ на плоской пружине реле-регулятора. Он размещен под двусторонним контактом Х4. Винт не имеет головки, и его регулируют небольшой отверткой, вставляемой в прорезь. Во внутренний конец винта упирается штифт со стеклянным шариком на конце, установленный на управляющем плече якоря.
    При повороте винта МЗ на несколько витков вправо, следовательно, при завинчивании, винт приближают к штифту на якоре. При притяжении якоря они соприкасаются раньше. Поэтому и напряжение в момент соприкосновения деталей (контакты ХЗ и Х4 размыкаются) будет ниже. Подобно этому, если регулировочный винт отвертывают, расстояние увеличивается, и для разрыва контактов ХЗ и Х4 требуется, чтобы якорь реле-регулятора притягивался с большой силой, т.е. необходимо увеличить электромагнитное поле, а следовательно, и напряжение. Переходной областью является, как уже указывалось, область регулирования между первой и второй ступенями регулирования, т.е. между моментом размыкания контактов ХЗ и Х4 и моментом замыкания контактов Х4 и Х5. Очевидно, что переходная область расширяется при понижении напряжения в начале первой ступени регулирования и при повышении напряжения на второй ступени регулирования, и наоборот.
    Предварительное испытание для определения с помощью амперметра заряжается ли аккумуляторная батарея. Для испытания, при котором устанавливают, заряжается ли аккумуляторная батарея током от генератора, используют такой же амперметр, как и при измерении обратного тока реле-регулятора, т. е. с пределом измерений ± 8 А и с нулем посередине. Его подсоединяют последовательно вместо предохранителя, причем не имеет значения, какой провод его куда подключен. Пока генератор при малой частоте вращения якоря не вырабатывает ток, электрическая система, включая систему зажигания, получает питание от аккумуляторной батареи, и стрелка амперметра в соответствии с нагрузкой отклоняется от нуля в какую-нибудь сторону. Если потом частота вращения якоря генератора увеличивается, мощность его возрастает, и в момент включения реле обратного тока стрелка прибора проходит через нулевое положение на другую сторону шкалы. Это означает, что генератор вырабатывает ток, который поступает в аккумуляторную батарею. Стрелка прибора показывает силу тока, которая изменяется в соответствии с частотой вращения якоря генератора.
    Силу зарядного тока в амперах точно определить нельзя, она зависит от трех факторов: частоты вращения якоря генератора и тем самым от его мощности, нагрузки электрической системы и величины заряда аккумуляторной батареи. Все эти условия могут меняться, поэтому рассмотрим случай, когда прибор при повышенной частоте вращения вала генератора показывает зарядный ток. Укажем средние значения: при высокой частоте вращения якоря без нагрузки электрической системы минимальная сила тока должна быть 2-3 А, при включенном дальнем свете фар- 1-2 А.
    Если нет амперметра с нулем посередине шкалы, то можно использовать обычный амперметр с нулем в начале шкалы. Тогда его следует подсоединить последовательно согласно схеме (рис. 198). Таким амперметром можно проверить, однако, только заряд, т.е. ток в аккумуляторной батарее, поскольку при импульсе обратного тока (прежде чем успеют разомкнуться контакты реле обратного тока) прибор может быть поврежден. Стрелка прибора не может отклониться от нуля в другую сторону, поэтому его подсоединяют только при высокой частоте вращения якоря генератора.
    Ввиду изменения силы зарядного тока аккумуляторной батареи регулятор напряжения регулируют исключительно с помощью вольтметра (ампервольтметра) по частоте вращения якоря генератора и напряжению, которое создает генератор, а регулятор напряжения поддерживает.
  • е) Измерение мощности генератора проводят обычно в конце работ по проверке и регулировке генератора и реле-регулятора. Поскольку полная мощность равна произведению силы тока в амперах на напряжение в вольтах, следует измерить в данном случае обе эти величины. Лучше всего, если для этого используют два прибора: амперметр со шкалой плюс-минус и с нулем посередине и вольтметр или ампервольтметр, настроенный на измерение напряжения. Амперметр включают в цепь вместо вынутого предохранителя, а вольтметр-так же, как при проверке реле-регулятора, т.е. положительным выводом на массу генератора, а вторым выводом на клемму 5^ главной панели.
  • Сначала измеряют мощность при отсутствии нагрузки в электрической системе. Ток, вырабатываемый генератором, потребляется только системой зажигания двигателя. При скорости движения 35 км/ч приборы должны показывать примерно следующие значения: 1-2 А и 6,8-7,2 В. Если скорость движения увеличится до 90 км/ч, то приборы должны показывать 2-3 А и 7,0-7,6 В.
    Если в электрической системе включают нагрузку - лампу фары (6 В; 25/25 Вт) и лампу заднего фонаря (6 В; 5 Вт), то при скорости движения 35 км/ч показания амперметра должны бы быть около нуля при напряжении 6,2-6,8 В. При увеличении скорости движения до 90 км/ч амперметр должен показывать зарядный ток силой 1-2 А при напряжении 6,6-7,2 В. При этом измерении не следует всегда, конечно, вынимать предохранитель и подсоединять вместо него амперметр. Измерение можно выполнять прямо у генератора. Отсоединяют клемму 51 на главной панели и амперметр подсоединяют одним выводом к этой клемме, а вторым-к проводу, отсоединенному от клеммы 51. Вольтметр подсоединяют, как в первом случае. Значения силы тока и напряжения при отсутствии нагрузки в электрической системе остаются такими же, как в предыдущем случае. Однако при включении фары и заднего фонаря и при скорости движения 35 км/ч сила тока составляет 4-4,5 А при напряжении 6,2-6,8 В, а при скорости движения 90 км/ч-4,5-5 А при напряжении 6,6-7,2 В.
    Степень зарядки аккумуляторной батареи оказывает значительное влияние на мощность генератора, поэтому предполагаем, что батарея имеет среднюю степень зарядки. Это означает, что ее напряжение без нагрузки равно 6,3 В. Если батарея заряжена меньше, то сила тока может увеличиться на 2-4 А. Если она заряжена больше, то сила тока может снизиться на 1-2 А. Поэтому измерение мощности генератора в смонтированном состоянии, на мотоцикле, совершенно неточно и считается ориентировочным.
    В связи с регулировкой реле-регулятора нельзя забывать выполнить одну принципиально важную операцию: после регулировки следует все винты и гайки, с помощью которых регулировали механические и электрические параметры реле-регулятора, опять зафиксировать с помощью краски. Для этого используют быстросохнущие, например ацетоновые, краски. Винты и гайки фиксируют тем самым от отвертывания. Следует помнить, что при любых работах с реле-регулятором нарушается краска, которой зафиксирована регулировка заводом-изготовителем. В заводской гарантии, разумеется, оговаривается, что при нарушении фиксирующей краски право на гарантийный ремонт утрачивается, а поэтому следует подумать, даст ли регулировка реле-регулятора собственными силами ожидаемый результат.
    И еще одно замечание: напряжение на неподвижном контакте XI реле и на клемме 51, с ним связанной, составляет 6 В, как и на аккумуляторной батарее. После замыкания контактов реле обратного тока с генератора поступает ток такого же напряжения или даже выше. На ярме реле-регулятора, держателе контактов и на якоре тоже имеется определенное напряжение, так что при неосторожном соприкосновении этих деталей друг с другом или при соединении их с массой может произойти короткое замыкание, в результате которого реле-регулятор может быть серьезно поврежден. Поэтому необходимо внимательно следить за тем, чтобы не прозошло случайного короткого замыкания ключом или отверткой, которые используют для регулировки реле-регулятора, и не вывести при этом его из строя. Так как при работе двигателя на холостом ходу и при высокой частоте вращения коленчатого вала мотоцикл сильно вибрирует, следует соблюдать большую осторожность.
  • ж) Проверка и регулировка генератора и реле-регулятора в мастерской. Для точной проверки и регулировки генератора и реле-регулятора в мастерских имеется специальное оборудование. При использовании оборудования можно исключить влияние помех, например, неравномерности работы двигателя, его вибраций, а также трудности, связанные с поддержанием необходимой частоты вращения коленчатого вала. Оборудование состоит из зажимного приспособления, на котором генератор закрепляют, как на картере двигателя, и из приводного электродвигателя, частоту вращения вала которого можно плавно изменять. Статор генератора закрепляют подобно тому, как его в действительности крепят на двигателе.
  • В мастерской, оборудованной таким стендом, опытные специалисты могут отрегулировать генератор и реле-регулятор так же хорошо, как в лаборатории или на испытательной станции предприятия-изготовителя. Если нет уверенности в собственных возможностях, то лучше генератор сдать для регулировки в такую мастерскую. Испытательный стенд используют не только для регулировки генератора и реле-регулятора, но и для проверки работы прерывателя, характеристик катушек зажигания и свечей зажигания. На нем можно установить любую частоту вращения, а главное, поддерживать ее потом неизменной в течение времени, необходимого для измерений и регулировки.
    к оглавлению предыдущая ::: следующая
    Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
    КНИГИ
    Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
    Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
    © JAWAold мотоклуб, 2002-2006