КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

13. Контроль остальных элементов электрической системы

Кроме контрольных измерений параметров генератора и реле-регулятора рассмотрим еще проверку некоторых других элементов электрической системы мотоцикла. Это катушка добавочного резистора реле-регулятора на первой ступени регулирования, катушка зажигания, наконечник провода высокого напряжения на свече зажигания и некоторые потребители тока на мотоцикле.
Проверка дополнительного резистора реле-регулятора.
Если не удается отрегулировать в рекомендуемых пределах электрические параметры однокатушечного реле-регулятора на первой ступени регулирования, то причиной этого может быть неисправность добавочного резистора R, намотанного на отдельную катушку и размещенного внутри статора генератора (обрыв его или выход из строя). Его состояние легко установить, измерив силу протекающего тока. Резистор отсоединяют и включают последовательно в испытательную цепь, в которой источником тока служит аккумуляторная батарея напряжением 6 В. Ампервольтметр настраивают на измерение постоянного тока. Положительный полюс прибора соединяют с положительным полюсом батареи по схеме (рис. 205).

Если резистор не поврежден, то амперметр должен показывать силу тока около 0,7 А. Сначала прибор настраивают на максимальную силу тока (на случай короткого замыкания). И только после этого прибор переключают на измерение меньшей силы тока по шкале с 1,2 А. Такая последовательность позволит предохранить прибор от повреждения током большой силы.
У генераторов (6 В/75 Вт) мод. 634 резисторы не имеют катушек, они керамические, размещены в нижней части реле-регулятора.
Испытание вторичной обмотки катушки зажигания.
Снятую катушку подсоединяют к испытательной цепи переменного тока напряжением 220 В с лампой 15 или 25 Вт по схеме (рис. 206). Ампервольтметр переключают на измерение переменного тока. Сила тока должна быть около 20 мА, если в цепь подсоединена лампа 15 или 25 Вт. При подсоединении и измерении соблюдайте правила техники безопасности. Вы имеете дело с током напряжением 220 В. Это измерение проводят только в том случае, когда обнаружена неисправность в системе зажигания двигателя и установлено, что в первичной цепи зажигания неисправностей нет и свеча исправна.
Если неисправность в системе зажигания возникает в пути, то сразу не удается определить ее причину. Опытный водитель может установить возможную причину лишь по признакам и проявлению неисправности. Неопытный водитель должен ее искать, придерживаясь определенного порядка. Прежде чем предполагать, что неисправна вторичная цепь зажигания, т.е. катушка зажигания, свеча или провод, их соединяющий, необходимо проверить первичную цепь зажигания и убедиться, что в ней нет неисправностей. Следует также установить, что при включенном зажигании в первичную цепь поступает ток и что при замкнутых контактах прерывателя цепь не нарушена, т.е. ток протекает. Это легко обнаружить с помощью контрольной лампы, которую используют для регулировки опережения зажигания. Один ее провод соединяем с молоточком прерывателя, а второй-с заземленной деталью двигателя. Если разъединить контакты прерывателя, лампа загорится, если замкнуть, лампа погаснет. Это является признаком того, что в первичную цепь поступает ток, а следовательно, и в первичную обмотку катушки зажигания. Во вторичной обмотке при размыкании контактов должен был бы возникать ток высокого напряжения, если бы эта обмотка была исправна.
И здесь мы встречаемся с повреждением катушки зажигания или же ее вторичной обмотки. Обычно ее работу проверяют, наблюдая искру на снятой и заземленной свече зажигания. Если искра проскакивает, то считают, что катушка зажигания исправна. Многие владельцы мотоциклов не знают, что и при частичном повреждении вторичной обмотки катушка зажигания способна индуцировать ток, который создает искру при проверке вывернутой из двигателя свечи зажигания. Если же свечу зажигания устанавливают на двигатель, то при такте сжатия сопротивление искрового промежутка между электродами свечи становится настолько большим, что разряд не происходит, и система зажигания не работает. Многие любители при этом совершенно теряются и будучи уверенными, что катушка в порядке, ищут причину неисправности в другом месте.
Поэтому необходимо иметь в виду, что если при давлении сжатия проскакивает искра между электродами свечи с расстоянием 0,6 мм, то при атмосферном давлении ей соответствует искра длиной 6-7 мм. Следовательно, если проскакивает искра при проверке снятой свечи зажигания, то это не может быть доказательством нормальной работы катушки зажигания. Однако можно с большой достоверностью сделать заключение и по искре при проверке снятой свечи зажигания. Если искра имеет чистый ярко-синий цвет и проскакивает с треском, если искра, как говорят, «насыщенная», можно заключить, что катушка зажигания исправна. Наоборот, если искра имеет красноватый цвет, едва видимая и проскакивает без треска, то это является признаком неисправности вторичной обмотки катушки, если относительно исправности свечи зажигания и конденсатора нет сомнений.
Испытание помехоподавительного резистора, встроенного в наконечник провода высокого напряжения. Согласно Чехословацкому государственному стандарту 34 2875 электрическая система каждой машины наземного транспорта оборудована устройствами для гашения радиопомех. Система зажигания тоже является источником ультракоротких волн радиовещательного диапазона, которые могут создавать помехи в работе радиоприемников и телевизоров. Защиту от радиопомех осуществляют помехоподавительным резистором, который встраивают в наконечник провода высокого напряжения, подаваемого на свечу, или в свечу зажигания. Наличие встроенного помехоподавительного резистора в свече зажигания определяют по ее обозначению, в котором имеется буква R, например, свеча зажигания «Пал» 14-7-R. Свеча зажигания аналогичного типа с таким же калильным числом, но без помехоподавительного резистора обозначена «Пал» 14-7.
Если применяют свечи зажигания без помехоподавительного резистора, то согласно требованиям необходимо применять экранированные наконечники проводов высокого напряжения с помехоподавительным разистором. Поэтому наконечники выполняют двух типов: экранированные с металлической оболочкой, короткие бакелитовые без резистора. Применение бакелитовых наконечников (удлиненных) с встроенным резистором не обеспечивает необходимого подавления радиопомех.
Повреждение помехоподавительного резистора в наконечнике провода наблюдается довольно часто. Резистор залит в бакелит наконечника, поэтому визуальный контроль невозможен. Если не работает система зажигания, то неисправность ищут в свече, в катушке зажигания или в другом месте. В этом случае необходимо снять наконечник провода, конец провода временно закрепить на свече зажигания и попытаться пустить двигатель. Если неисправность обнаружена в наконечнике, то его вместе с проводом подсоединяют к испытательной цепи переменного тока напряжением 220 В по схеме (рис. 207). Ампервольтметр настраивают на измерение переменного тока, и если в резисторе неисправность не обнаружена, то прибор покажет силу тока около 25 мА. Включенная лампа должна иметь мощность 15 или 25 Вт. Чаще всего случается, что цепь резистора оборвана. В этом случае амперметр не покажет тока.
Определение силы тока в потребителях электрического тока.
Потребление электрического тока отдельными потребителями проверяют как для контроля их состояния, так и для установления, соответствует ли мощность, потребляемая всеми потребителями тока, мощности генератора. Соединение испытательной цепи простое. На мотоцикле отсоединяют предохранитель около аккумуляторной батареи, а вместо него последовательно включают ампервольтметр, настроенный на измерение силы тока. Выводы прибора присоединяют по схеме, данной на рис. 208. Потом включают отдельные потребители тока. Если они исправны, то измерительный прибор показывает следующие значения силы тока (А):


Катушка зажигания двигателя:
работающего............. 3,5
неработающего............ 0,8
Фара и задний фонарь.......... 4,5*
Сигнал................ 3,5

* Для мотоциклов моделей 362, 623, 624 и 634 измерительный прибор должен показать силу тока 5,5-6 А (лампа фары 35/35 Вт).

Если при измерении получены большие значения силы тока, возможно, что в потребителях или в их проводах имеется короткое замыкание или утечка тока. Наоборот, пониженные значения служат признаком больших сопротивлений в соединениях или неисправности потребителей. В обоих случаях следует проверить соединение проводов и подключение электрических потребителей в системе.

к оглавлению предыдущая ::: следующая
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
КНИГИ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006