КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

15. Аккумуляторная батарея и уход за ней

В батарейной системе зажигания мотоцикла аккумуляторная батарея служит источником электрического тока. На всех машинах наземного транспорта есть потребители электрического тока, на которые следует подавать ток, когда двигатель не работает, т. е. в то время, когда генератор электрическую энергию не вырабатывает. Для этого используют свинцовую аккумуляторную батареи).
Батарея состоит из решетчатых свинцовых пластин, в которые запрессована активная масса - оксид свинца. Пластины погружены в определенной концентрации водный раствор серной кислоты H2SO4. На поверхности пластины образуется небольшое количество сульфата свинца PbSO4. Если выводы пластин соединяют с источником постоянного тока, то через электролит проходит ток и разлагает электрически нейтральные молекулы на разноименно заряженные ионы: на положительно заряженный одновалентный катион 2Н' и отрицательно заряженный двухвалентный анион SO4. Катион 2Н' движется к отрицательному электроду (PbSO4) и разлагает его на пористый свинец с образованием H3SO4. Анион SO4 направляется к катоду, где вместе с 2Н2О образует 2H2SO4, а анод покрывается красно-серым налетом окисла свинца РЬО2. Образовалась, следовательно, цепь: Катод Электролит Анод Pb HZSO4 + H2O РЬО2
Если весь сульфат свинца PbSO4 преобразован, а ток продолжает проходить, то в результате электролиза начинает выделяться на аноде кислород О2, а на катоде водород Н2, пузырьки которых появляются наверху, батарея «кипит». Концентрация электролита в результате образования H2SO4 возрастает.
Все погруженные в электролит свинцовые пластины первоначально не имели какой-либо разности потенциалов. При изменении химического строения электродов, вызванном электролизом, на них возникает разность потенциалов, которая называется электродвижущей силой (ЭДС) батареи. Произошел заряд аккумуляторной батареи, обратный процесс-разряд. Во время обратного процесса на электродах возникает сульфат свинца PbSO4 и снова образуется 2Н2О, т.е. концентрация электролита падает. Оба процесса (заряд и разряд) можно выразить уравнением
2PbSO4 + 2Н2О + энергия ** РЬ + 2H2SO4 + РЬО2.
Заряд аккумуляторной батареи и плотность электролита находятся в прямой взаимосвязи. У нормально заряженной батареи плотность электролита составляет 1,24 г/см3, или 28°Ве (градусов Боме). Напряжение на ее клеммах равно 6,3В. Емкость аккумуляторной батареи выражают в ампер-часах (А-ч), т.е. произведением силы тока (А) и времени (ч),в продолжение которого батарея может вырабатывать ток. Обычная емкость аккумуляторной батареи у мотоциклов моделей, которые мы рассматриваем, составляет 14 А.ч.
Аккумуляторную батарею нельзя даже кратковременно нагружать током слишком большой силы. В результате короткого замыкания она портится. Нормальная сила тока заряда батареи равна 1/10 ее емкости (в А-ч). Если емкость равна 14 А-ч, то сила тока заряда составляет 1,4 А. Максимально допустимая сила тока не должна превышать 3,4 А. Сила тока разряда равна 1,4, а максимальная сила тока 4,6 А.
Совершенно новая батарея-без электролита. Лучше всего подготовить новую батарею к работе в специализированной мастерской. Порядок операций при первом заряде батареи следующий. Сначала батарею наполняют электролитом плотностью 1,285 г/см3 и оставляют ее стоять 3-5 ч. Электроды «впитывают» электролит, и только после этого можно начинать заряжать батарею. Положительный вывод батареи присоединяют к положительному выводу источника постоянного электрического тока, отрицательный-к отрицательному. Батарею заряжают в течение 50 ч, сила тока заряда 0,8 А. Заряд продолжают до тех пор, пока на положительных и отрицательных пластинах не начнет бурно выделяться газ. Это означает, что напряжение каждого элемента достигает 2,6-2,7 В, т.е. напряжение на зажимах батареи равно 7,8-8,1 В. Если в течение последующих 2 ч напряжение не изменяется, заряд прекращают.
При первом заряде температура электролита не должна превышать 40°С. Поэтому в продолжение заряда температуру следует контролировать и, если это необходимо, прервать процесс и дать электролиту остыть.
Заряженную батарею оставляют на полдня в покое. После этого ее разряжают нормальным током разряда через лампу до напряжения на одном элементе 1,8 В, т.е. до напряжения 5,4 В на выходных зажимах. Потом батарею снова заряжают, присоединив ее к источнику тока.
После окончания процесса второго заряда завинчивают отверстия в пробках заливных отверстий, которые должны быть открыты при каждом заряде. Затем аккумуляторную батарею чистят и тщательно вытирают. Описанный способ двойного заряда новой батареи называют циклом разряда—заряда.
Во время эксплуатации поверхность батареи должна быть сухой и чистой. Металлические части хорошо покрыть кислотостойким жировым смазочным материалом, особенно выводы и оба зажима - наконечники проводов. Необходимо также следить за уровнем электролита. Вода из электролита со временем испаряется и тем больше, чем выше температура окружающей среды. Интенсивность испарения зависит прежде всего от погодных условий. Уровень электролита должен быть на 8 мм выше пластины батареи, но не перегородки. В батарею доливают только дистиллированную воду. В том случае, если электролит выплеснется из батареи, его доливают (плотность электролита 1,285 г/см3). Если обслуживание батареи хорошее, т.е. контролируют и поддерживают уровень электролита и периодически проверяют напряжение на зажимах, то она работает 3-4 года.
Если на мотоцикле ездят и зимой, то заряду аккумуляторной батареи, а следовательно, и контролю плотности электролита следует уделять особое внимание. Это объясняется тем, что батарея при плотности электролита 1,15 г/см3 (т.е. почти полностью или полностью разряженная) может замерзнуть уже при температуре -1ГС. При замерзании электролита батарея разрушается. Если же зимой на мотоцикле не ездят, то лучше батарею снять и хранить при температуре не ниже 0°С и не менее 1 раза в 2 месяца подзаряжать ее. Необходимо проверять также уровень электролита.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
КНИГИ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006