JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

5. Коробки передач мотоциклов мод. 634 (362, 623 и 633)

Изменения в конструкции коробки передач мотоцикла мод. 634 после почти тридцати лет производства и эксплуатации были вызваны, конечно, серьезными причинами. Стимулом послужили, с одной стороны, огромный опыт эксплуатации и ремонта существовавших ранее моделей мотоциклов, с другой стороны, непрерывно повышающаяся мощность двигателей, которая должна передаваться через коробку передач. Как уже показано, в коробках передач старых моделей крутящий момент передавался не только муфтой зубчатых колес I и II промежуточного вала, зубчатых колес III и IV соответственно первичного и вторичного валов, но и шлицевыми частями валов. Поверхности шлицев на валу и зубчатых колесах ввиду небольшого расстояния от оси вращения (большого крутящего момента) подвергались значительным нагрузкам в момент перемещения зубчатого колеса на шлицевой конец вала. Наружные шлицы вала и внутренние шлицы зубчатых колес в процессе эксплуатации сминались, первоначально точно выполненные грани закруглялись и деформировались. После 20000-30000 км пробега коробка передач начинала работать ненадежно. Передачи плохо включались. Неисправности механизма полуавтоматического выключения сцепления составляли значительную часть всех неисправностей.
Это уязвимое место необходимо было на новых моделях ликвидировать, что оказалось выполнить просто. Схема коробки передач показана на рис. 260.

На первичном валу I находится сцепление, выполненное как одно целое с валом зубчатое колесо первой передачи с 12 зубьями, затем свободно вращающееся зубчатое колесо III с 19 зубьями и кулачковой муфтой, зубчатое колесо II с 16 зубьями и муфтой, установленное на шлицевом участке первичного вала, и, наконец, зубчатое колесо IV вторичного вала, имеющее 19 зубьев и отверстия для муфты зубчатого колеса II.
На шлицевую часть промежуточного вала 2 насажено (опять слева направо) свободно вращающееся зубчатое колесо с 24 зубьями и отверстиями для пальцев муфты зубчатого колеса Ш (16 зубьев). На зубчатом колесе III промежуточного вала с правой стороны имеются кулачки, так же как и на свободно вращающемся соседнем зубчатом колесе II с 19 зубьями. Зубчатое колесо IV (12 зубьев) выполнено как одно целое с промежуточным валом.
Таким образом, зубчатые колеса III и II первичного вала могут соединяться при помощи кулачков, на зубчатом колесе II есть еще пальчиковые кулачки, соединяющие их с зубчатым колесом IV вторичного вала. На зубчатых колесах промежуточного вала имеется пальчиковое соединение между зубчатыми колесами I и III и кулачковое соединение между зубчатыми колесами III и II (см. рис. 107, 260).
Выше уже отмечалось, что каждая вилка переключения передач передвигает на мод. 634 только одно зубчатое колесо (см. рис. 107). Левая вилка входит только в канавку зубчатого колеса III промежуточного вала, правая-только в канавку зубчатого колеса II первичного вала. Теперь можно проследить включение всех передач.

Первая передача (рис. 261). Вилкой переключения передач зубчатое колесо III передвинуто на шлицах промежуточного вала влево так, что его цилиндрические торцовые кулачки входят в отверстия зубчатого колеса I («пальчиковое соединение»). Зубчатое колесо I первичного вала (выполненное как одно целое с валом) вращает зубчатое колесо I промежуточного вала, оно посредством пальчикового соединения связана с зубчатым колесоm III, которое установлено на шлицах, вращает промежуточный вал, зубчатое колесо IV, выполненное на промежуточном валу, вращает зубчатое колесо IV вторичного вала.

Вторая передача (рис. 262). Вилкой перекиючения передач зубчатое колесо III на промежуточном валу передвинуто вправо так, что его кулачки вошли в зацепление с кулачками зубчатого колеса II. Первичный вал вращается вместе с зубчатым колесом Я, насаженным на его шлицы, а оно приводит во вращение зубчатое колесо П промежуточного вала, которое посредством кулачков передает крутящий момент на зубчатое колесо III, которое надето на шлицы промежуточного вала и приводит его во вращение. Тем самым приводится во вращение зубчатое колесо IV промежуточного вала, находящееся в зацеплении с зубчатым колесом IV вторичного вала.

Третья передача (рис. 263). Правой вилкой переключения передач зубчатое колесо II передвинуто на шлицах первичного вала влево так, чтобы его кулачки вошли в зацепление с кулачками зубчатого колеса III, свободно вращающегося на валу. Крутящий момент передается, следовательно, зубчатым колесом Ш первичного вала на зубчатое колесо Ш, которое установлено на шлицах промежуточного вала и вращает его. Тем самым зубчатое колесо IV промежуточного вала приводит во вращение зубчатое колесо IV вторичного вала.

Четвертая передача (рис. 264). Правой вилкой переключения передач зубчатое колесо Я передвигается на шлицах первичного вала вправо, так что оно посредством пальчикового соединения передает крутящий момент прямо на зубчатое колесо IV вторичного вала. Промежуточный вал и его зубчатые колеса в передаче крутящего момента не участвуют. Такое расположение зубчатых колес коробки передач называют прямой передачей.

В заключение описания устройства и работы коробки передач двигателя мод. 634 сравним расположение зубчатых колес на первичном и промежуточном валах. На старых двигателях отдельные пары зубчатых колес были установлены в таком порядке (на рисунках: слева направо): сначала пара зубчатых колес первой передачи, потом второй, третьей и, наконец, четвертой. В коробке передач двигателя мод. 634 самая первая слева пара зубчатых колес первой передачи, однако потом третьей передачи, далее направо второй и, наконец, четвертой. При сборке коробки передач следует помнить ранее применявшееся расположение зубчатых колес и изменения на мод. 634 и надевать пары зубчатых колес на оба вала в необходимой последовательности. Следует также помнить, что вилка переключения передач на мод. 634 всегда передвигает только одно зубчатое колесо: левая-зубчатое колесо III на промежуточном валу, а правая-зубчатое колесо II на первичном.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021