JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

XII. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ МОТОЦИКЛОВ

Хорошая работа всех потребителей электрического тока зависит прежде всего от состояния и работы источников тока. Однако это не означает, что обслуживанием или ремонтом электрооборудования можно пренебрегать. Из обзора развития моделей мотоциклов ЯВА видно, что в отдельные периоды времени первое место в производственной программе предприятия всегда занимала определенная модель, на базе которой были разработаны модификации и варианты. У этих базовых моделей было также присущее им типовое устройство электрической системы, которое можно оценить как образцовое. Для мотоциклов с двигателями рабочим объемом 250 см3 это была мод. 559, схема электрооборудования которой представлена на рис. 308. Типичным представителем мотоциклов с двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 350 см3 была мод. 354/06, схема электрооборудования которой показана на рис. 309. Некоторые модели более позднего выпуска, преимущественно ЯВА--350 мод. «Калифорниан», были дополнительно оборудованы световыми указателями поворота (рис. 310).
На мотоцикле ЯВА-350 мод. 634 электрическая система оборудована световыми указателями поворота уже серийного производства. Схема электрооборудования этой модели показана на рис. 311. Этот базовый вариант электрической системы изменяли только путем небольших модернизаций, например, введением так называемых зажимных соединений у потребителей или разъемных соединений проводов.
Практически ко всем устройствам, электрической системы имеется хороший доступ. Исключение составляет лишь клеммная колодка фары старых моделей мотоциклов ЯВА-250 и ЯВА-350, на которых кожух фары выполнен как одно целое с кожухом руля. При проверке электрической проводки или ее ремонте в этих местах необходимо разобрать кожух фары. Это легко выполнить, отпустив крепление обода фары (рис. 312), после предварительного отключения системы от аккумуляторной батареи, для чего вынимают предохранитель. Затем вывинчивают небольшой винт на задней стороне кожуха над баком, который соединяет верхнюю и нижнюю половины кожуха. Потом осторожно снимают рефлектор и отсоединяют патрон, который прикреплен к рефлектору простым байонетным замком (рис. 313). Отвертывают и снимают накидную гайку для отсоединения привода спидометра (рис. 314). Верхняя половина кожуха соединена с обеих сторон с нижней половиной захватом, который разъединяют, отжав нижнюю половину внутрь, а верхнюю-наружу (рис. 315), После этого всю верхнюю часть кожуха можно уже снять (рис. 316) и получить свободный доступ как к клеммной колодке рефлектора, так и к клеммной колодке выключателя зажигания. На мотоцикле ЯВА-350 мод. 634/4 для хорошего доступа к клеммной колодке рефлектора надо вынуть из кожуха фары оптический элемент.
При выявлении повреждений в электрической системе, в особенности в потребителях тока, первоначально определяют, где неисправность: или в потребителе тока, или в подводящей к нему цепи. Для этого удобно использовать контрольную лампу, которую применяют при измерении опережения зажигания. Отсоединив подводящий провод от потребителя и присоединив контрольную лампу, можно найти неисправность. Второй провод лампы присоединяют на массу мотоцикла или лучше к клемме батареи, соединенной с массой.
Изоляция электрических проводов со временем трескается, «разлохмачивается». Поврежденная изоляция может служить причиной утечек тока и короткого замыкания, особенно в местах соприкосновения провода с чистыми металлическими (неокрашенными) деталями. Найти такую неисправность не всегда легко, и часто требуется полная проверка электрической проводки. Потрескавшиеся провода следует заменять новыми.
Зажимные соединения проводов не слишком надежны. Зажимом иногда недостаточно закрепляется наконечник провода, он выпадает, вызывает короткое замыкание, и предохранитель перегорает. В данном случае зажим слегка пригибают пассатижами с нескольких сторон внутрь.
Цветные провода позволяют легче ориентироваться в проводке. Сравнивая их окраску с цветовой маркировкой на схеме, можно намного ускорить работу. Повреждения электрической проводки и потребителей встречаются реже, чем повреждения системы зажигания, и, кроме того, их намного легче исправлять. При этом не возникает трудностей даже у не очень опытных мотоциклистов. Следует, однако, заботиться о хорошем состоянии электрической системы. От этого зависит безопасность езды как ночью, так и днем, когда стоп-сигнал как сигнальное устройство имеет важное значение. Поэтому необходимо, чтобы и включатель стоп-сигнала был правильно отрегулирован. На мотоцикле мод. 634 он расположен с левой стороны, вблизи тормозной педали (рис. 317). Пластина, на которую его крепят, позволяет передвигать включатель вперед или назад и тем самым устанавливать и закреплять включатель в положении, соответствующем нажатию тормозной педали и началу торможения мотоцикла.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021