JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

9. ПРИЦЕПНАЯ КОЛЯСКА "ВЕЛОРЕКС" МОДЕЛИ 560

УСТРОЙСТВО

Рама. Рама является несущей конструкцией бокового прицепа. На ней укреплены вес элементы коляски. Рама сварена из труб прямоугольного сечения. К мотоциклу рама крепится в четырех точках при помощи регулируемых тяг.
Колесо. Колесо коляски взаимозаменяемо с передним колесом мотоцикла и имеет такой же тормозной механизм.
Подвеска колеса. Подвеска колеса рычажного типа, с резиновым амортизатором, работающим на сжатие (рис. 72).


Рис. 72. Узел подвески колеса прицепной коляски "Велорекс":
1 - амортизирующий элемент; 2 - площадка рамы; 3 - ось колеса; 4 - упор оси; 5 - резиновая прокладка; 6 - основание; 7 - болт; 8 - палец; 9 - ось рычага; 10 - втулка; 11 - резиновый блок; 12 - арочный кронштейн; 13 - шпилька; 14 - гайка; 15 - нижний кронштейн; 16 - реактивный упор тормозного диска; 17 - щеки рычага

Опорная площадка (основание) 6 с приваренным к ней арочным кронштейном 12 является основой узла подвески колеса. К арочному кронштейну и к площадке приварено гнездо-втулка 10 подшипников оси 9 качающегося рычага 17. Площадка узла подвески колеса укреплена на раме четырьмя болтами с гайками. Между площадкой рамы 2 и площадкой узла подвески находится резиновая прокладка 5 для поглощения вибраций, возникающих при работе подвески колеса.
Качающийся рычаг 17 подвески выполнен в виде двух щек, соединенных в ладной части вваренной между ними втулкой. В этом месте в качающийся рычаг запрессована с небольшим натягом ось 3 колеса коляски. Конструкция рычага и оси исключает возможность ее проворачивания при затяжке гайки колеса.
На правой щеке качающегося рычага приварен реактивный упор 16 тормозного диска колеса. В передней части качающегося рычага жестко закреплена ось 9. Опорами ее являются два шариковых подшипника, установленных в гнезде-втулке 10 арочного кронштейна. Подшипники оси надежно закрыты от попадания в них воды и грязи сальниками со стальными чашками.
В средней части щек качающегося рычага имеются отверстия для крепления пальца 8 амортизирующего элемента.
Амортизирующий элемент 11 подвески выполнен из резины и имеет вверху и внизу металлическую арматуру для установки его в подвеску.
Верхняя часть амортизирующего элемента крепится при помощи шпильки 13 и гаек к арочному кронштейну; нижняя часть с помощью пальца 8 и кронштейна 15 с текстолитовой втулкой, закрытой резиновыми сальниками к качающемуся рычагу 17 подвески.
Палец амортизирующего элемента имеет пресс-масленку и канал, по которому смазка подается к текстолитовой втулке. Для крепления в качающемся рычаге палец амортизирующего элемента и ось рычага имеют на одном конце резьбы, на которые наворачиваются корончатые гайки. Гайки шплинтуются.
Кузов коляски. Кузов коляски изготовлен из стеклопластика и имеет обтекаемую форму. Кузов и щиток колеса выдерживают без остаточной деформации удары небольшой силы, получаемые, например, при неудачном маневрировании. На металлическом кузове при этом неизбежно появилась бы вмятина.
В местах крепления к раме кузов усилен профилированными планками, изготовленными из алюминиевого сплава. Кузов крепится к раме болтами с помощью специальных планок и резинометаллических блоков. Планка в передней части кузова крепится к нему пятью болтами с гайками (М6) и имеет резинометаллические втулки, работающие на скручивание. Планка через втулки крепится к раме двумя болтами с корончатыми зашплинтованными гайками. Планка в задней части кузова крепится к нему двумя болтами с гайками. Одновременно этими же болтами к планке прикрепляются два амортизирующих резиновых блока, которые другим концом прикреплены к раме, каждый двумя болтами с гайкой.
Между планками и кузовом, а также между задней планкой и верхней металлической площадкой резинометаллических блоков установлены резиновые прокладки, способствующие гашению вибрации. Внутри кузова, с боков, прикреплены две панели из прессованного картона, оклеенные кожзаменителем. На одной панели имеется карман для мелких предметов.
В передней части кузова имеется упор для ног, прикрепленный к кузову четырьмя болтами, а в средней части - хромированный поручень, укрепленный на специальных кронштейнах (штырях) в арматуре кузова и закрепленный болтом (М8).
Щиток из органического стекла защищает пассажира от грязи, летящей из-под переднего колеса, и от встречного потока воздуха. К кузову коляски щиток крепится при помощи трех кронштейнов. Между нижним краем щитка и кузовом находится резиновая профилированная прокладка. Впереди кузова укреплен овальный знак завода "Ява", переходящий в боковые молдинги, которые закрывают технологический шов кузова, а сбоку кузова прикреплена надпись завода-изготовителя "Велорекс". Молдинги и знак завода прикреплены к кузову винтами с гайками.
Кресло кузова коляски состоит из спинки и сиденья. Оба они имеют фанерное основание и подушки из губчатой резины, обтянутые кожзаменителем. Спинка кресла закрывает доступ в багажный отсек (багажник), образующийся в задней части кузова коляски. В рабочем положении спинка удерживается крючком замка с индивидуальным ключом. Замок исключает возможность извлечения спинки сиденья из кузова и надежно закрывает доступ в багажный отсек. Пассажирский отсек на время езды без пассажира закрывается брезентовым чехлом, закрепляющимся на кузове четырьмя кнопками.
Грязевой щиток колеса. Грязевой щиток колеса коляски обтекаемой формы, изготовленный из стеклопластика, закрывает значительную часть колеса коляски вместе с узлом подвески. Снаружи к грязевому щитку прикреплены алюминиевые молдинги, которые являются, не только декоративной деталью, но и повышают жесткость боковых панелей щитка. Молдинги прикреплены к грязевому щитку винтами с гайками.
В передней и задней частях щитка расположены узлы для крепления его к раме. В передней части с внутренней стороны к щитку привинчен тремя болтами с гайками кронштейн. Между кронштейном и щитком установлена резиновая прокладка. Снаружи щитка, напротив кронштейна, установлен декоративный алюминиевый щиток. Кронштейн крепится к раме болтом с гайкой и контргайкой. В этом месте в раме находится резиновый блок. Между кронштейном и резиновым блоком устанавливается дистанционная шайба.
В задней части боковые панели щитка имеют пуклевки (углубления) с резиновыми муфтами, в которых фиксируется распорная втулка, вставленная внутри щитка. Через отверстие во втулке проходит кронштейн рамы. На конец кронштейна надевается фигурная шайба и притягивается к нему винтом. При затяжке болта грязевой шток зажимается между упором кронштейна, распорной втулкой и фигурной шайбой, что обеспечивает его фиксацию в вертикальной плоскости.
После снятия гаек в переднем узле крепления щитка и ослабления заднего болта щиток можно повернуть и приподнять вверх-назад, обеспечив тем самым доступ к колесу и узлу подвески.
Спереди и сзади грязевой щиток имеет габаритные фонари. Они фиксируются в щитке при помощи П-образных скобок, прижимающих их к щитку. Электропроводка от фонарей присоединяется к проводке мотоцикла следующим образом.
Минусовой провод соединяется под седлом мотоцикла с клеммой провода, идущего к лампе освещения номерного знака мотоцикла, а второй провод соединяется с рамой мотоцикла (под седлом).

ПРИСОЕДИНЕНИЕ КОЛЯСКИ К МОТОЦИКЛУ

Присоединять коляску к новому мотоциклу можно только после его пробега в период обкатки не менее 3500 км, а лучше - по окончании обкатки.
Подготовительные операции. Прежде чем начинать прикреплять коляску к мотоциклу, нужно выполнить подготовительные операции.
На мотоцикле необходимо произвести следующие операции.
1. Заменить пружины передней вилки мотоцикла более жесткими. Эти пружины входят в комплект коляски.
2. Заменить звездочку вторичного вала: на модели 250 см3 установить звездочку, имеющую 17 зубьев; на модели 350 см3 - звездочку, имеющую 16 зубьев.
3. Втулку правой подножки водителя заменить втулкой с двумя упорами для оболочек тросов тормозов заднего колеса и колеса коляски.
4. В двуплечем рычаге тормозной педали просверлить второе отверстие для крючка троса тормоза колеса коляски (рис. 73).


Рис. 73. Схема расположения отверстий в двуплечем рычаге тормозной педали

5. В правом защитном кожухе (в облицовке) мотоцикла сделать отверстие в соответствии с рис. 74.


Рис. 74. Схема расположения отверстия в правом кожухе для кронштейна крепления коляски

6. Заменить планки, крепящие переднюю часть двигателя к раме, планками, входящими в комплект коляски.
7. На нижнем мостике передней вилки укрепить двумя болтами М6 рулевой демпфер, входящий в комплект коляски, так, чтобы палец демпфера вошел в специальное гнездо около головки рамы мотоцикла (демпфер можно прикреплять и после установки коляски).
8. Увеличить установочное усилие пружин задних амортизаторов мотоцикла, переставив стопорные элементы в верхние канавки корпуса амортизатора.
9. Снять с мотоцикла бензобак, аккумуляторную батарею и седло.
10. Пользуясь рис. 75, рассортировать распорные втулки, имеющиеся в комплекте крепежа, соответственно деталям крепления.


Рис. 75. Элементы крепления коляски и точки их расположения на раме мотоцикла

Коляска "Велорекс" прикрепляется к раме мотоцикла в четырех точках а, б, в, г (рис. 75). Крепежные узлы следует устанавливать только в точках, указанных на рис. 75. Это обеспечит необходимую жесткость всей конструкции и предохранит рамы мотоцикла и коляски от деформаций в процессе эксплуатации.
11. Установить крепежные скобы в точках а и б согласно рис. 75. Вставить распорные втулки и пальцы, одеть шайбы, завернуть гайки (гайки нужно только наживить и не шплинтовать).
12. Между опорными пластинами крепления двигателя в точке в вставить распорную втулку, пропустить через нее болт с шаровой головкой и наживить корончатую гайку. Проверить расположение распорных втулок между скобами и опорными пластинами. Скобы должны плотно охватывать раму и прилегать к торцам втулок. Если втулка в одном месте встала с зазором, а в другом месте скоба плохо охватывает раму, упираясь во втулку, нужно попробовать поменять местами в этих узлах втулки. Если замена не дает нужного результата и все остается по-прежнему, можно немного укоротить распорную втулку. При этом все остальные втулки должны быть нормальной длины и расположены на своих местах.
Принимая решение об укорочении распорной втулки, нужно сначала убедиться в том, что втулки не перепутаны.
При слабой посадке скоб на раме под них не следует подкладывать прокладки, лучше укоротить распорную втулку. Это дает большую жесткость всей конструкции.
14. Для прикрепления пластин в точке г требуется произвести следующее:
а) тщательно очистить раму мотоцикла от грязи и масла в месте установки пластин в точке г, вставить в трубку, скрепляющую обе пластины, задний нижний кронштейн (тягу) так, чтобы длинный конец втулки, вваренной в пластины, был обращен вправо (если смотреть по ходу мотоцикла), затем, подложив шайбу, наживить гайку;
б) наклонив для удобства мотоцикл на бок, установить пластины на раму вместе с вставленным кронштейном (тягой);
в) вставить между задними отверстиями пластин распорную втулку; вставить крепежные болты головками к коляске, надеть на них шайбы и закрепить гайками. Гайки на этих двух болтах можно заворачивать сразу же окончательно, так как дальнейшей регулировки тот узел не требует (гайку на тяге пока окончательно не заворачивать).
Если пластины устанавливать без кронштейна, то для того чтобы вставить кронштейн во втулку пластин, придется снимать с мотоцикла глушитель.
На коляске нужно выполнить следующее:
1. Смазать все резьбовые соединения, в том числе и резьбу в наклонных тягах коляски любым автотракторным маслом. Смазка предохранит детали от коррозии в процессе эксплуатации и облегчит в последующем демонтаж.
2. Укрепить пальцы и наклонные тяги на раме коляски, не затягивая полностью гайки пальцев и крепежных болтов.
3. Из передней нижней тяги вывернуть полностью болт с воротком и вынуть из втулки детали цангового зажима.
Соединение коляски с мотоциклом. Работу необходимо производить в таком порядке.
1. Подложить под раму коляски упор так, чтобы рама расположилась примерно в горизонтальной плоскости; подвинуть раму коляски к вилке заднего нижнего кронштейна, укрепленного на мотоцикле, и соединить их, вставив болт и наживив гайку (с шайбой).
2. Детали цангового зажима густо смазать консистентной смазкой 1-13 или солидолом.
3. Одеть половинки цангового зажима вместе с гайкой на шаровую головку и, подвинув коляску к мотоциклу, вставить цанговый узел в ответную втулку рамы коляски и завернуть на несколько оборотов болт с воротком.
4. Укрепить наклонные тяги в точках а и б так, чтобы рама мотоцикла была примерно перпендикулярна к раме коляски. Это достигается вывинчиванием или завинчиванием вилок наклонных тяг.
5. Установить углы развала и схождения колеса коляски в соответствии с рис. 76.


Рис. 76. Схема расположения коляски относительно мотоцикла

Регулировка углов установки коляски. Эта операция требует определенных навыков и у выполняющего ее впервые может занять довольно много времени. Для регулировки углов установки коляски необходимо иметь:
1) две прямые рейки или две доски с ровными (обрезными) краями длиной немного больше двух метров и одну рейку длиной 1250-1300 мм для измерения величины схождения колес;
2) столярный угольник 90°, шаблон угла в 3° из фанеры и отвес.
Все эти приспособления нетрудно сделать самостоятельно. Приступая к регулировке углов, следует иметь в виду следующее:
1) регулировка развала колес осуществляется изменением длины наклонных тяг;
2) регулировка схождения колеса коляски осуществляется перемещением передней нижней тяги в разрезной трубе рамы коляски с последующей фиксацией ее в раме двумя болтами;
3) болт цангового зажима, несмотря на то, что он изменяет угол схождения во время затяжки конструкции, служит только для затяжки всей конструкции (для выбирания люфтов), а не для регулировки схождения колес.
Порядок регулировки углов установки коляски следующий. 1. Присоединив коляску к мотоциклу, затянуть все гайки до устранения люфтов в соединениях.
2. Затянуть болт цангового зажима (в точке в).
3. Снять мотоцикл с подставки и установить его на ровную площадку. Подставку вообще лучше снять с мотоцикла и в дальнейшем возить ее вместе с осью в багажнике коляски (на случай прокола шины), так как подставка мотоциклу с коляской не требуется, а ее нормальной фиксации на мотоцикле после прикрепления коляски будет мешать узел крепления. Незакрепленная подставка будет раскачиваться во время движения, и ее можно сломать во время езды по плохой дороге.
4. Приложить доски или рейки к колесам мотоцикла и коляски так, чтобы они прижимались к обеим сторонам (передней и задней) покрышек (если покрышки на колесах одинакового размера), Если на заднем колесе покрышка шире, чем на переднем, необходимо учесть эту разницу. В этом случае зазор между рейкой и покрышкой переднего колеса должен быть одинаковым в передней и задней частях колеса.
5. Измерить расстояние между досками на уровне крайней передней точки переднего колеса мотоцикла и на уровне оси колеса коляски (рис. 76). Полученную в результате измерений разность (размер А) следует запомнить или записать.
6. Отвинтить болт цангового зажима настолько, чтобы стало заметно, что дальнейшее его отвинчивание не вызывает отодвигание коляски от мотоцикла, т. е. полностью отпущен "натяг" в деталях, крепящих коляску к мотоциклу.
Снова измерить расстояние между рейками спереди и сзади. Запомнить или записать разницу между измеренным ранее и новым значением размера А (припуск на затяжку). Это очень пригодится и сэкономит много времени при дальнейшей работе.
Не следует забывать, что при регулировке меняется расстояние между рейками не только впереди, но и сзади, поэтому, производя изменение длины тяг или затягивая конструкцию тяг, нужно каждый раз измерять расстояние между рейками спереди мотоцикла и сзади. Эти расстояния во время регулировки изменяются.
8. При отпущенном винте цангового зажима, перемещая переднюю нижнюю тягу в разрезной трубе рамы коляски, установить расстояние А, равное 30 мм (рис. 76) с припуском на затяжку цангового зажима и закрепить трубу, завернув два болта на раме коляски.
9. Установить угол развала колес мотоцикла и коляски, равный 3°, меняя длину наклонных тяг.
10. Болтом цангового зажима устранить люфт в конструкции тяг и проверить расстояния между рейками спереди мотоцикла и сзади, а также проверить угол развала.
По окончании работы вороток болта цангового зажима нужно примотать к трубе (к кронштейну) изоляционной лентой, предотвратив этим его самоотвинчивание и вибрации.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОЦИКЛА С КОЛЯСКОЙ

Все правила, относящиеся к эксплуатации мотоцикла-одиночки, должны не менее тщательно выполняться при эксплуатации мотоцикла с прицепной коляской.
Ежедневно (непосредственно перед каждым выездом) следует проверять:
1) давление в шинах колес (хотя бы по прогибу покрышки, на глаз);
2) жесткость соединения коляски с мотоциклом, а также наличие шплинтов на гайках;
3) эффективность действия тормозов;
4) состояние крепежа грязевого щитка колеса коляски. Минимально через день (при ежедневной эксплуатации) необходимо проверять давление воздуха манометром в заднем колесе мотоцикла, так как условия работы заднего колеса у мотоцикла, оборудованного прицепной коляской, намного тяжелее, чем у мотоцикла-одиночки. В колесе коляски давление достаточно проверять манометром два раза в неделю.
Один раз в месяц, а при езде по плохим, особенно булыжным дорогам, один раз в неделю или даже чаще следует производить проверку и (при необходимости) затяжку всех незашплинтованных гаек. Зашплинтованные гайки с болтами (если в узле, соединенном ими, нет люфта) расшплинтовывать для проверки не надо. В случае явного люфта в узле шплинт удаляется и после затяжки гайки устанавливается вновь.
Периодически необходимо снимать с мотоцикла демпфер рулевой колонки и промывать его детали в чистом бензине. При сборке демпфера его детали необходимо установить в корпус в порядке их расположения на рис. 66.
Регулировка подвески колеса осуществляется изменением положения качающегося рычага 5 (рис. 77). Это производится гайками 1 и 2, фиксирующими положение шпильки 5, ввернутой в арматуру верхней части резинового амортизирующего элемента 4. Шпилька (а с ней и амортизирующий элемент) устанавливаются так, чтобы при поднятой коляске, когда колесо не касается земли, качающийся рычаг подвески касается резинового буфера 6 на раме; при этом амортизирующий элемент должен быть слегка сжат. Если качающийся рычаг (точнее втулка, вваренная между щеками рычага) не прижимается к буферу на раме, то во время движения мотоцикла по неровной дороге возможен отрыв металлической арматуры амортизатора от резинового блока.


Рис. 77. Регулировка узла подвески колеса прицепной коляски "Велорекс":
1 и 2 - гайки; 3 - шпильки; 4 - резиновый амортизирующий элемент; 5 - рычаг; 6 - резиновый буфер

У прицепной коляски необходимо систематически смазывать детали подвески колеса, подшипники колеса, тормозной механизм и привод тормозного механизма (трос).
Смазка подшипников колеса, тормозного механизма и троса производится так же, как смазка соответствующих узлов мотоцикла.
Смазка узла подвески колеса производится следующим образом. Подшипник оси рычага подвески колеса достаточно смазывать один раз в два сезона после разборки подвески. Текстолитовый подшипник и палец упругого элемента подвески необходимо смазывать минимально через 1000 км пробега через имеющуюся на пальце прессмасленку при помощи солидолонагнетателя. О смазке этого узла не следует забывать, иначе он скоро напомнит о себе стуком в подвеске. Поэтому вместе с коляской рекомендуется приобрести солидолонагнетатель (шприц). Очень удобны для этой цели маленькие шприцы, входящие в комплект инструмента отечественных мотоциклов и венгерского мотоцикла "Паннония".
Остальные узлы и детали коляски смазки не требуют.

НЕИСПРАВНОСТИ ПРИЦЕПНОЙ КОЛЯСКИ "ВЕЛОРЕКС"

Неисправности тормозов. Основные неисправности тормозного механизма коляски те же, что у тормозов мотоцикла. Кроме того, у троса тормоза колеса коляски возможен износ или повреждение оболочки в местах касания ею выхлопной трубы, площадки крепления подвески колеса и в месте входа в грязевой щиток колеса. Для предохранения оболочки троса от перетирания указанные участки оболочки нужно обернуть изоляционной лентой. Если оболочка уже повреждена, то поврежденные участки также следует обмотать изоляционной лентой или одеть на них хлорвиниловую трубку подходящего диаметра.
В случае сквозного повреждения металлической оболочки привод (трос) следует заменить полностью.
Неправильное прикрепление коляски к мотоциклу. При прикреплении коляски к мотоциклу возможны ошибки и упущения, которые в первое время могут остаться незамеченными, а впоследствии приведут к нежелательным явлениям. К ним относятся:
1) неправильное расположение коляски относительно мотоцикла (отклонение от оптимальных значений углов схождения и развала колеса коляски и колес мотоцикла);
2) слабая затяжка системы тяг, крепящих коляску к мотоциклу.
Рассмотрим, к чему это приводит.
Прикрепление коляски с неправильным утлом схождения иногда даже не ощущается в движении и на поворотах, но способствует усиленному износу покрышек колеса коляски и заднего колеса мотоцикла, так как в этом случае колесо коляски во время движения не только катится, но и перемещается относительно дороги в осевом направлении, т. е. идет юзом, хотя и незаметно для глаза. Естественно, что при этом заднее колесо мотоцикла тоже перегружается, так как приходится не катить, а волочить коляску, и часть полезной мощности двигателя расходуется на преодоление лишней нагрузки. Особенно усиленный износ покрышек происходит, если схождение колес превышает величину 30 мм, измеренную на уровне переднего колеса мотоцикла.
Слабая затяжка системы тяг обусловливает появление люфтов в точках соединения рамы коляски с рамой мотоцикла и в шарнирах регулируемых тяг, в результате чего при движении мотоцикла, особенно по неровной дороге, в ослабленных узлах появляются стуки. Обнаруженный люфт должен быть немедленно устранен, так как он вызывает износ болтов, скрепляющих систему тяг, а также гнезд и пальцев.
Для устранения люфта в системе тяг, прикрепляющих коляску к мотоциклу, надо правильно установить длину тяг и затянуть всю систему тяг болтом, находящимся в цанговом зажиме передней нижней тяги (кронштейна), т. е. заново произвести операцию по регулировке углов установки коляски.
В процессе эксплуатации у коляски, в том числе и у новой, могут быть отмечены и другие неисправности.
Стуки и шумы. Стук кресла коляски, слышимый при езде без пассажира, возникает при наличии люфта в узлах крепления кресла. Стук исчезает, если под сидение подложить прокладку из пористой резины.
Люфт и вибрации грязевого щитка колеса коляски возникают при ослаблении крепящих винтов (спереди - внизу и сзади - сбоку). Ослабшие крепления необходимо затянуть. Если не обращать внимания на вибрации щитка колеса, неизбежно разрушается место заднего крепления щитка и протирается боковая панель щитка от соприкосновения с боковым молдингом корпуса коляски.
Люфт кузова коляски относительно рамы коляски возникает при ослаблении затяжки болтов, крепящих кузов к раме (пять болтов спереди и два сзади), а также в том случае, если разбиты отверстия, через которые проходят болты. Люфт устраняется затяжкой крепежа или, если одной затяжки недостаточно, установкой специально изготовленных металлических шайб намного большего наружного диаметра и большей толщины с последующей тщательной затяжкой болтов.
Люфт в кронштейнах и дребезжание ветрового щитка коляски возникает при ослаблении крепежных болтов и устраняется их затяжкой, а если этого недостаточно, то установкой между щитком и кронштейнами новых резиновых прокладок большей толщины, чем изготовлены заводом.
Стуки в узле палец-втулка резинового амортизатора подвески колеса коляски, прослушивающиеся при движении мотоцикла по неровной дороге, могут появиться после образования люфтов в результате нормального износа текстолитовой втулки, а если забыть о смазке этого узла - то и в результате ненормального (быстрого) износа.
Износ текстолитовой втулки резинового амортизатора легко обнаруживается, если руками резко покачать в вертикальной плоскости рычаг подвески колеса коляски (вместе с колесом), предварительно подняв грязевой щиток и вывесив колесо. При отсутствии износа втулки и пальца в подвеске не должно быть люфтов и стуков, наличие которых указывает на износ этой пары. Люфт устраняется заменой изношенной втулки, а если изношен палец, то и пальца.
Эксплуатировать коляску даже с большим люфтом во втулке амортизатора можно, но лучше своевременно заменить одну текстолитовую втулку, чем потом менять обе детали, т, е. втулку и палец.
Стук в подшипниках оси качающегося рычага подвески возникает при наличии в них значительного люфта. Изношенные подшипники следует заменить. Износ шариковых подшипников от рычага происходит только после очень длительного периода эксплуатации.
В заключение следует отметить, что мотоцикл "Ява" с коляской "Велорекс" должен двигаться без посторонних звуков, даже при езде по булыжной дороге.
Стуки, скрипы и вибрации в коляске "Велорекс" свидетельствуют об ослаблении крепежа или износе каких-либо деталей. Если неисправности не устранять в самом начале их возникновения и обнаружения, то в дальнейшем положение может настолько усугубиться, что никакой ремонт уже не поможет, а потребуется замена деталей или узлов в сборе.
Повреждение кузова и грязевого щитка. Пробоины кузова коляски и грязевого щитка, полученные при наездах или падениях, заделываются с применением полиэфирных и эпоксидных смол холодного отвержения или клея БФ-2, БФ-4.
При появлении пробоин и трещин в кузове и грязевом щитке коляски их необходимо устранить как можно быстрее, с тем, чтобы не дать возможности им распространяться дальше под воздействием вибраций и нагрузок. (Для приостановки распространения трещин их нужно засверлить по концам сверлом диаметра 3-4 мм.)
Самым подходящим материалом для заделки повреждений кузова и грязевого щитка является эпоксидная смола и стеклоткань. При их отсутствии можно использовать чистые выглаженные куски хлопчатобумажной ткани и клей БФ-2 (БФ-4).
Подготовка поврежденного места производится следующим образом. При помощи рашпиля или грубого напильника места изломов или пробоин необходимо очистить от пыли, песка и грязи; снять лакокрасочное покрытие и слой шпаклевки вокруг поврежденных мест. Очищенную механическим путем поверхность обезжирить ацетоном, спиртом или бензином Б-70. После этого нужно подготовить материал для заклейки (стеклоткань или хлопчатобумажные тряпки). Ткань необходимо нарезать кусочками, равными дли немного меньшими очищенного для заклейки места, но больше поврежденного участка. Затем следует заняться приготовлением эпоксидного компаунда.
Подготовка эпоксидного компаунда производится в следующем порядке. Предварительно, но не позднее чем за восемь часов до предполагаемого времени работы в эпоксидную смолу ЭД-5 или ЭД-6 вводится пластификатор. Смола с пластификатором может храниться довольно долго. Пластификатором для указанных смол служит дибутилфталат или касторовое масло в количестве 20% от веса смолы.
Последним добавляют отвердитель. Отвердителем является полиэтиленполиамин или гексаметилендиамин в количестве от 10 до 14% от веса смолы (без учета веса вводимого в смолу пластификатора). Смола с пластификатором должна быть тщательно перемешена с отвердителем. После этого надо, не теряя времени, приступить к заделке поврежденных мест, так как срок живучести смолы с введенным отвердителем весьма ограничен и составляет немногим более 40-50 мин. Срок живучести смолы необходимо учитывать при определении объема работ. Если повреждений много, то их придется заделывать в несколько приемов.
Приготовленный компаунд аккуратно наносится на подготовленное поврежденное место или на края и внутрь трещины, а затем накрывается стеклотканью или куском хлопчатобумажной ткани. Затем на наложенную ткань вновь наносится слой компаунда и накладывается кусок стеклоткани. Операцию нужно повторять до тех пор, пока место выбоины, трещины или пробоины не станет на 2-3 мм выше плоскости основной (неповрежденной) поверхности. Окончив работу по заклейке кузова или грязевого щитка коляски, их помещают в защищенное от пыли место и дают выдержку для полимеризации (затвердевания) компаунда.
Точно приготовленный компаунд полностью твердеет (полимеризуется), как правило, в течение суток. Процесс полимеризации может длиться несколько суток, если при составлении компаунда нарушено даже незначительно процентное отношение компонентов. Поэтому при приготовлении компаунда нужно быть очень внимательным и аккуратным.
Когда процесс полимеризации закончится, заклеенные поверхности нужно сравнять с основной плоскостью (вначале напильником, затем шлифовальной шкуркой) и загрунтовать. Неровности от воздушных пузырей следует зашпаклевать и снова загрунтовать поверхность. Сверху грунтовки при помощи кисти или пульверизатора наносится слой краски (как и при окраске любой поверхности).
При работе с эпоксидными компаундами следует помнить, что они являются активными раздражителями кожи и слизистых оболочек. Наиболее ядовитой частью компаундов являются отвердители.
При работе с эпоксидными компаундами следует соблюдать следующие правила.
1. По возможности работать только в резиновых перчатках, в халате или комбинезоне, которые после этого необходимо хранить в гараже или сарае.
2. Операции по приготовлению и применению эпоксидных компаундов нужно производить в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией, а при отсутствии последней - на открытом воздухе. Пользоваться компаундом нужно с таким расчетом, чтобы его пары относились ветром в сторону от работающего.
3. Рабочее место, на котором ведется работа с эпоксидным компаундом, нужно накрыть бумагой, которую после окончания работы необходимо сжечь.
4. Брызги смолы, отвердителя или компаунда, попавшие на кожу, нужно смыть марлевым или ватным тампоном, смоченным в ацетоне, после чего участок кожи тщательно промыть теплой мыльной водой.
5. В месте проведения работ с эпоксидным компаундом не следует курить, принимать пищу и находиться лицам, не имеющим отношения к работе.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021