ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Изготовление 6-ти вольтового реле поворотов

В один прекрасный день, я подумал, что неплохо было бы оснастить свою (горячо любимую) JAWA 350-360/00 указателями поворотов, благо таковые (от Восход 3М) давно валялись в сарае без дела. Из них были извлечены 12-ти вольтовые лампы, и на их место поставлены 6V 6W. Лампы большей мощности применять не имеет смыла, т.к. генератор на "старухе" всего 45W. Оставалось дело за малым достать реле поворотов на 6V. Но здесь была засада, т.к. так в продаже его не наблюдалось. Тогда я решил сделать его сам. Для этого был взят архив журналов "Радио" 65-80 г.в. И начались поиски.
В №6 за 1973 г. я нашел что искал - простейшая схема на 3-х транзисторах.
Полный текст статьи я приводить не буду, т.к. все-таки мы не радиоэлектронщики, а мотоциклисты :) Однако кое какие пояснения я все же дам. Итак, реле состоит из несимметричного мультивибратора на транзисторах VT1-VT2 см рис.1.

Рис.1. Схема из журнала "Радио"

Транзистор VT3 работает в ключевом режиме. При данных номиналах элементов, по сведениям автора, частота вспышек лежит в районе 86-94 в мин (после сборки мной этой схемы она была ~115 в мин, но об этом позже). На транзистор VT3 автор рекомендует устанавливать радиатор площадью 30см2. Транзисторы VT1 и VT2 могут быть заменены на МП40, МП41, МП42. При этом номиналы деталей должны быть изменены.
Взглянем повнимательней на схему. Первое, что бросается в глаза: минусовой полюс аккумуляторной батарей присоединен к массе, на JAWA, же наоборот плюс идет на массу. Дело поправимо, просто изменим подключение ламп, как показано на рис 2:

Рис.2. Схема подключения для "старухи"

Второе: таких транзисторов уже сто лет как не выпускают, поэтому попытаемся найти им замену. Сразу забегая вперед скажу, что замену VT1 и VT2 мне найти не удалость. Кремниевые KT3107, которыми я попытался их заменить не работали, и мне пришлось раскурочить какую то допотопную схему, из которой я их и выпаял. Но обо всем по порядку.
Для сборки реле была вытравлена плата размером 3х5 см (см. рис.3.).

Рис. 3. Плата - вид со стороны дорожек.

Транзистор VT3 (П213Б) был заменен на современный KT816В (хотя его можно заменить на любой 816 или 814 серии, при этом больше ничего менять не потребуется). VT1 и VT2 - МП40. После сборки все заработало…но не так как хотелось. Частота миганий была слишком велика, к тому же длительность импульса и длительность паузы явно не совпадали. Надо было подбирать номиналы. После длительных упражнений с паяльником была сделана такая подборка:
R1=5.6кОм R2=150Ом R3=3.3кОм R4=68Ом С1=47мкФ; при этом обеспечивалась частота примерно 65-75 миганий в минуту. Схема стала выглядеть так (рис. 4).

Рис. 4. Конечная схема.

Резисторы я брал типа МЛТ 0.25Вт, более мощные использовать нет смысла.
Конденсатор К50-35 электролитический 16В (при пайке не перепутайте полярность).
Корпус реле был изготовлен из конденсатора (прямоугольный примерно 5.5х3.5 см (под него и делалась плата). Транзистор VT3 во время работы сильно нагревается, поэтому он припаян к плате на проводках, и закреплен винтом на металлическом корпусе.
Минимальное напряжение срабатывания реле - около 4 В.
P.S. Через несколько месяцев в мотозапчастях я увидел древнее электромеханическое реле для JAWA 634. Оно стоило 230 рублей, мое реле обходится в 10р + немного подручных средств + 2 часа времени. В общем Вы поняли :)

DM

Магазины запчастей - FAQ - faq-new
ГАРАЖ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006