ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Jawa500 OHV

В «Иллюстрированной энциклопедии мотоциклов» можно насчитать более 2 500 самых различных марок из всего мира. В ней есть имена славных, известных и совсем забытых изготовителей, машины самых различных форм и концепций, революционные, ортодоксальные и такие мотоциклы, которые устарели, прежде чем вообще выехали на дорогу. Среди всех марок насчитывается лишь несколько десятков тех, которые навсегда вошли в золотую книгу мотоциклетного производства, которые все время находились в первой линии. Их конструкция смещала технический прогресс, их спортивные достижения поражали. Им приходилось дорого платить за ореол славы — не на ярмарках, не в проспектах или журналах. Славу отличного мотоцикла им следовало завоевывать на шоссе, на дорогах и в бездорожье. Одной из марок, которым это удалось, является «Ява». В этом году типично красные машины отмечают шестидесятилетие триумфов, успехов и неудач. Несомненно, все за это время окупалось.

ПЕРВЫЙ ШАГ — ЛОЖНЫЙ ШАГ
Франтишек Янечек представлял тип конструктора, который сумел везде пробиться. Он работал на самых различных местах электротехником, молодым парнем он побывал в Голландии и Англии. Вернувшись на родину, он стал самостоятельным и начал заниматься оружейным производством. В конце 20-ых годов, когда уменьшался спрос на оружие, он стал думать о новой производственной программе. Кроме прочего, он думал даже о швейных машинах, но в конце концов Янечек решил выпускать мотоциклы.

Почему же? Сразу же по нескольким причинам. Во-первых, квалифицированные рабочие и отличное машинное оборудование оказывались солидными предпосылками даже для сложного производства, во-вторых, поступившее в 1928 году из Германии предложение было более чем заманчивым. Янечек решил не терять времени затяжкой собственной разработкой конструкции, что было, в общем, правильно. Итак, он подыскивал подходящую лицензию. Такую ему предложила марка «Вандерер», которая разработала новую модель 500 см с механизмом газораспределения с верхним расположением клапанов и приводом от нижнего распределительного вала. Предложение было в самом деле заманчивым — Янечек не только приобретет лицензию на надежную машину, марка которой была залогом качества, а фирма даже предлагала детали в стадии задела и специальную технологию, причем все по разумной цене. Итак, заключив сделку, Янечек потирал руки. Он не знал, что таким же образом (а может быть, даже более радостно) торжествуют и в тогдашнем городе Хемниц. Модель 500 см3, от которой этой сделкой довольно выгодно избавились, им причиняла большие хлопоты и настолько у них вызвала отвращение к мотоциклам, что эта модель была последней вообще двухколесной машиной, которая покинула ворота фабрики «Вандерер».

ВОРОТ
На фабрике Янечека настолько восхищались машиной, что даже мотоцикл повлиял на новую марку изделий фабрики. В результате объединения первых двух букв фамилий Янечек и Вандерер (Wanderer) возник товарный знак «Ява» (Jawa), который в Чехословакии чувствовали несколько иноземным благодаря букве W, которой нет в исконно чешских словах.

Однако, мощная одноцилиндровая машина с механизмом газораспределения с верхним расположением клапанов и приводом от нижнего распределительного вала вскоре начала причинять затруднения, о которых на фабрике «Вандерер» уже давно знали. Крупнейшими были передняя трубчатая вилка и рулевая головка рамы — два слабых места, которые трескались. Таким образом «Ява-500» вскоре получила новую переднюю маятниковую вилку из штампованного профильного листа; изменилась также рулевая головка рамы. Топливный бак был тоже другим, чем на образце — для того времени (1929 год) он имел необычное седельное оформление, а не подрамного типа, как на оригинальном «Вандерере» и на преобладающем большинстве тогдашних мотоциклов.

Короткое время спустя, после нескольких изменений конструкции, данная «Ява» превратилась в надежную машину, которая вскоре приобрела кличку «ворот». Возможно из-за своей мощности, массивности, непреодолимости и требований, которые она предъявляла к водителям. Сесть за руль смог только отважный парень, управлять такой тяжелой одноцилиндровой машиной мог не каждый. Премьера в 1929 году была удачной, но цена около 15 тысяч крон была для того времени слишком высокой. В течение трех лет изготовили лишь тысячу с лишним мощных одноцилиндровых машин, что отнюдь не громадное количество. Стоит отметить тот факт, что, пожалуй, каждый новый владелец этой машины приобрел прицепную коляску, которая, однако, не производилась на фабрике «Ява». С такой коляской могла путешествовать уже целая семья, а это, пожалуй, довод, почему же все-таки мотоцикл нашел своих заказчиков, хотя и в ограниченном количестве.

Новые «Явы» уже отличались характерной окраской — основу представлял красный с бежевыми дополнениями, а через короткое время (у последующих моделей) последний цвет заменили хромом. Первая «Ява» была замечательной также карданным валом, который приводил заднее колесо, и тормозом, действующим на этот вал. Если был мотоцикл оборудован прицепной коляской, то ножной тормоз действовал также на колесо прицепной коляски.

Первая модель 500 см3, по всей вероятности, не смогла бы приобрести «Яве» ореол славы, главным образом ввиду того, что ее производство было весьма дорогостоящим, так что машина была дорогой. . А конец двадцатых годов и начало тридцатых были не очень благоприятными для экономик европейских стран. «Яве» следовало бросить на рынок что-то новое, современное и дешевое, чтобы пробиться. Янечек решил разыскать опытного конструктора мотоциклов, который уже работал в области производства за границей. Таким человеком, которого искал Янечек, был Дж. В. Патчет, англичанин, который работал у британских изготовителей и в известной бельгийской фирме ФН. Итак, он приехал в Прагу. Однако прежде чем сконструировать с чехословацкими конструкторами что-то новое, он взялся за создание спортивной модификации модели 500 см3, просто потому что, это был англичанин, то есть спортсмен. Результатом его стремлений оказался так называемый «ящик», мотоцикл объемом 500 см3 с модифицированной рамой от серийной машины. На этой специальной машине он поставил чехословацкий рекорд скорости, который скорее поощрил его притязания спортсмена, вместо чтобы способствовать собственно продаже серийных мотоциклов. И для того, чтобы «Ява» завоевала позиции на рынке, следовало действовать по-другому. В следующий раз поговорим, каким же образом это «Яве» удалось.

Текст: Ян Кралик Фото: Антонин Багенский
Чехословацкое Мотор-Ревю


(кликните рисунок для увеличения)


Установленный продольно четырехтактный одноцилиндровый двигатель с механизмом газораспределения с верхним расположением клапаном и приводом от нижнего распределительного вала, рабочий объем 498,7 см3 (диаметр X ход 84 X 90 мм), максимальная мощность 13,2 кВт, циркуляционная смазка под давлением с сухим картером, трехступенчатая коробка передач с ручным переключением в блоке с двигателем, привод на заднее неподрессоренное колесо через карданный вал с колодочным тормозом в месте выхода из двигателя, двойная штампованная рама из стального листа, передняя вилка тянутым качающимся рычагом, отпружиненным четвертьэллиптической листовой рессорой, масса 175 кг, максимальная скорость 95 км/ч, средний расход топлива 5—6 л/100 км.

Магазины запчастей - FAQ - faq-new
ГАРАЖ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006