JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Чешская Вишня.

1972 г. - в СССР полным ходом идет строительство сильного государства. Развивается экономическое сотрудничество со странами социалистического лагеря. Товары, произведенные в дружественных странах, пользуются большим спросом благодаря их более высокому качеству относительно отечественных. Не буду останавливаться на сапогах, трамваях, автобусах и детских игрушках - это для других изданий. Поговорим о "ЯВЕ".

Текст: Владимир БОЛОТОВ, фото: michd
Статью прислал AGR

Продукция из чешского города Тынец начала поставляться в СССР с 1955 года. Это были мотоциклы марки Jawa объемом 250 и 350см. Постепенно объем поставок этих моделей увеличивался, но симпатии и заслуженное доверие к качеству ЯВЫ" сделали свое дело и мотоцикл попал в разряд дефицитных товаров. Хоть он и продавался в свободной продаже, счастливые обладатели прилагали немалые усилия для его приобретения. Термин "достал" фигурировал в междусобойчиках на кухнях и гаражах гораздо чаще чем термин "купил". Попробуем "достать" и мы.
Напомню, на дворе 1972 г. Берем кровно заработанные 730 рублей (именно столько тогда стоила ЯВА-350 модели 360 - это примерно 6 массовых зарплат), и отправляемся по мотомагазинам общаться с продавцами. Узнаем, что в такой-то день, в такой то магазин завезут, скажем, семь мотоциклов вожделенной марки. В назначенный день как можно раньше, задолго до открытия магазина (желательно с товарищем) нужно быть на месте. Вот и ожидаемый грузовик, в кузове которого в деревянных клетках, со снятым передним колесом, стоят чешские красавицы. При разгрузке вы впиваетесь в одну из клеток, и со словами 'Я первый в очереди', - отправляете своего товарища с деньгами в кассу, но сами от клетки - ни-ни. Деньги заплачены, нужные документы выписаны. Поздравляем! вы СЧАСТЛИВЧИК!
Звуковой сигнал в промасленной упаковке нашли в гараже у одного энтузиаста "Явы".

Разбираем клетенку, устанавливаем переднее колесо, заливаем в бак купленные у водителя того же грузовика 3 литра 76-го бензина и, счастливые, отправляемся с покупкой домой. Обмыть?! А как же! - но дома. Вот она, уже стоит в вашем дворе, поздравления завистливые взгляды - это все Вам. Так, где-то была катушка с песней Карела Готта, ставим... Переведя дух, не спеша, под великолепный "золотой голос" изучаем руководство по обслуживанию и сам мотоцикл. Удачно подобранный заводом цвет на солнце переливается от алого до темно-коричневого оттенка. Качество покрытия хромом деталей, аккуратная сборка - все говорит о том, что сделан он качественно и с любовью. Даже запах у него своеобразный, приятный, будто вместе с мотоциклом к Вам попала атмосфера Карловых Вар. Очень гармоничная внешность. Все линии мягкие плавно перетекающие из одного объема в другой. Тонкие полоски бронзовой краски, нанесенные вручную, подчеркивают и дополняют общую архитектуру гармонии. Отдельное спасибо дизайнерам, наделившим мотоцикл неподвластной времени красотой. Кстати, многие производители мототехники в то время копировали внешность Jawa, но сравниться по притягательности с чешской УДАЧЕЙ им было не суждено.
Очарование этих форм помнят наши родители. Наверняка в семейном альбоме остались
фотографии с красавицей "Явой".

Сказочно звучит - "ЯВА"! Технические характеристики на высоте: 350 см3 это 18 л.с. при 5000 об./мин. Максимальная скорость - 120 км/ч, расход топлива при средней скорости 60 км/ч - около 3,6 л/100 км. Вес - всего 139 кг., плюс - продуманная конструкция и простота обслуживания. В любых поездках "ЯВА" умела дарить только приятные впечатления. От возникавших неполадок спасало наличие запчастей в многочисленных мото-вело магазинах, и, работавшего, хоть и с огромными временными задержками, Внешпосылторга. За зиму, к будущему сезону, привести в надлежащий порядок "ЯВУ" больших проблем не составляло.
Прошло более тридцати лет - нет С.Э.В., нет СССР, нет очередей, слово "достал" приобрело совершенно другое значение. Когда-то романтичные, молодые, патлатые обладатели мототехники давно обзавелись четырехколесным транспортом. Но, листая увесистые семейные альбомы, они всегда задерживают взгляд на черно-белых фотографиях и на вопрос тыкающего в снимок пальчиком внука, - "Дед, а что это у тебя за мотоцикл?" с особой ностальгией в голосе говорят: "А это я и моя красавица "ЯВА", и где мы только с ней не бывали..."
Все это реально восстановить заботливыми руками.

За прошедшие десятилетия мы вырастили сыновей, привили им любовь к технике. И теперь уже сегодняшнее поколение создает новые конструкции, а также деликатно и терпеливо возвращает к жизни железных кумиров давних лет. Хоть время над красотой и не властно, но за десятилетия напакостить успевает. Взявшись за реставрацию "дамы в возрасте", придется в поисках оригинальных запчастей приложить много стараний. Модель давно уже снята с производства. Поставки запчастей в Украину также иссякли, но, кто ищет, тот всегда найдет. Прошерстив массу объявлений в газетах, я выяснил: до сих пор есть еще бережливые люди и в запасах у них хранятся оригинальные запчасти (часто в заводской упаковке!). Вопрос только в том, захотят ли они с ними расстаться, и за какую сумму. Сегодня оригинальные комплектующие на Jawa-350 тип 360/00 стоят своих денег. Труднее обстоят дела с восстановлением хрома, нанесением качественного покрытия. Мастерских с большими камерами у нас в стране нет. Есть несколько камер для хромирования в Киеве и Харькове, но стоит такая "операция" очень дорого. В остальном, прилагая квалифицированные навыки и знание конструкции, больших проблем по восстановлению не будет.
Даже не верится, что после стольких лет можно видеть детали в таком состоянии.

И уже приобретая первоначальный вид, "ЯВА" снова и снова будет влюблять в себя новые поколения. Все же очень красивый и приятный этот "вишневый плод" - плод любви талантливых чешских инженеров.
Инетересное дизайнерское решение позволяло карбюратору всегда оставаться чистым. Это "Яве" повезло - на нее даже сохранились все документы.
Резиновые подножки. Их еще можно найти в первозданном состоянии. Самое сложное и дорогое в реставрации -
привести в порядок хромированные детали.
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021