JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

6. Механизм пуска двигателя

На мотоциклах ЯВА двигатель пускают при помощи механизма пуска, который приводится в действие педалью переключения передач, устанавливаемой в положение, соответствующее пуску. Для облегчения понимания принципа действия механизма пуска приведем его описание. Его главные элементы следующие: педаль переключения передач с валом, на который насажен пусковой зубчатый сектор с храповым колесом (наподобие того, какой бывает в часах). На валу имеется зуб, который в положении пуска входит в зацепление с упорной поверхностью выреза на секторе (рис. 132) и вводит таким образом сектор в зацепление с храповым колесом; храповое колесо 1 (рис.133), насаженное на ступицу ведущего барабана сцепления; вал с водилом переключения передач, который относится к механизму пуска лишь косвенно, только потому, что в ступицу водила установлен правый конец вала педали переключения передач. На этом конце вала имеется кольцо, фрезерованное с двух сторон. Если вал переключения передач не установлен в положение, соответствующее пуску, фрезерованное кольцо входит в ступицу водила переключения передач лишь настолько, что плоскости на кольце совпадают с плоскостями фрезерованного отверстия в ступице. Чтобы перевести вал педали переключения передач в положение, соответствующее пуску, на него нажимают снаружи по направлению внутрь. Фрезерованные плоскости на кольце входят в ступицу водила глубже, так что вал педали переключения передач может свободно поворачиваться.

Конец вала педали установлен теперь в отверстии ступицы, как в подшипнике. Кроме того, кольцо на валу педали препятствует обратному выходу вала из ступицы держателя. Плоскости кольца сфрезерованы несимметрично, к одной стороне, а поэтому вал педали мог бы выйти из ступицы держателя только после полного оборота, которого вал при пуске никогда не совершает. Чтобы вал мог возвратиться в положение для переключения передач, его следует повернуть назад в положение, которое он занимает перед установкой в положение, соответствующее пуску. Вал педали переключения передач находится под постоянным давлением витой аксиальной пружины, надетой на вал педали внутри ступицы пускового сектора. Сопротивление этой пружины преодолевается, как раз когда вал педали переводится из положения, необходимого для переключения передач, в положение, соответствующее пуску. На мотоцикле, подготовленном к поездке, это делают обычно ногой. На ступицу педали переключения передач нажимают по направлению внутрь, а ее короткий задний рычажок опускают вниз, так что передний конец педали поднимается! Когда педаль пройдет высшую точку и еще немного дальше назад, пусковой сектор повернется так, что его зубья войдут в зацепление с зубьями храпового колеса. Сильным нажатием ноги обе детали приводятся в действие (рис. 134). Сектор поворачивает храповое колесо, оно поворачивает ведомую звездочку, а от нее пусковой момент передается цепью на коленчатый вал двигателя, и вал начинает вращаться.


Разборка, ремонт и сборка механизма пуска.

Если необходимо снять левую крышку картера двигателя, то лучше всего сначала снять педаль переключения передач. Ступица педали разрезана, в ее отверстии имеются шлицы. Винт, который проходит в месте разреза, закрепляет шлицевую ступицу педали на шлицевом конце ее вала. Винт имеет размер М7 х 30 (необычный для автомобилестроения). Если необходимо снять педаль переключения передач, то из ступицы педали вывинчивают и вынимают винт. Недостаточно только ослабить винт, потому что он проходит в неглубокой канавке на шлицевом конце вала. Иначе педаль снять невозможно. Когда винт вынут, то педаль можно снять, иногда совершенно легко, а иногда при стягивании с вала ее необходимо покачивать в поперечном направлении.
После снятия педали переключения передач можно легко снять крышку. Правый конец вала педали находится в ступице пускового сектора. У сектора нет никакой собственной опоры. Если вынуть из него вал педали, то сектор удерживает только возвратная пружина, загнутый в петлю конец которой вставлен в углубление, отлитое в левой половине картера. После снятия крышки на валу останется надетая на него витая пружина, которая возвращает вал из положения, соответствующего пуску, в положение, необходимое для переключения передач. Как уже указывалось, пружина установлена в ступице пускового сектора. Будьте внимательны, чтобы ее при разборке не потерять.
Неисправности, которые могут возникнуть в механизме пуска следующие: повреждение зубьев сектора или храпового колеса и уменьшение силы натяжения пружины сектора. Их устраняют только заменой неисправных деталей.
Если при пуске двигателя зубья сектора не попадут в промежутки зубьев храпового колеса, а вершина зуба одной из этих деталей упрется в вершину зуба другой, то при большом усилии на пусковую педаль вершины зубьев могут выкрошиться. Зубья подвергнуты поверхностной закалке. Обломки зубьев могут быть смыты маслом к зубчатым колесам коробки передач, попасть между зубьями и вызвать их повреждения, иногда значительные.
Уменьшение силы натяжения пружины приводит к тому, что пусковой сектор не возвратится после пускового хода педали обратно в исходное положение, педаль останется висеть внизу, и, если при этом двигатель пустить, храповое колесо становится источником большого шума. Кроме того, очень неудобно возвращать педаль обратно вперед, в пусковое положение, рукой или ногой.
Следовательно, если необходимо заменить сектор или его пружину, то их вынимают, прежде всего, из картера. Сектор находится под постоянным воздействием пружины. Конец венца зубчатого сектора упирается в прилив для заднего винта. Чтобы вынуть сектор, сначала уменьшают силу предварительной затяжки пружины, для чего сектор задним концом выводят немного из картера наружу, поворачивают на один или два оборота влево, т.е. в том направлении, куда его поворачивает пружина. Только после этого можно вынуть конец пружины из углубления и сектор вместе с пружиной. Внутренний конец пружины отогнут и вставлен внутрь радиальной канавки, прорезанной в ступице сектора. Из канавки его легко вынуть. При установке сектора на место сначала вставляют в углубление наружный конец пружины с петлей (рис. 135). Потом поворачивают сектор на полтора оборота вправо, чтобы создать соответствующую предварительную затяжку пружины, а также для того, чтобы диаметр ее спирали уменьшился и чтобы можно было вставить сектор за ведомую звездочку (рис. 136).

На двигателях мотоциклов мод. 634, а также моделей 623, 633 и 362 в механизме пуска возвратная пружина часового типа не применена. Ее заменили витой пружиной обычной цилиндрической формы. Один конец пружины зацеплен за штифт в картере двигателя, другой продет в отверстие в зубчатом секторе. При необходимости пружину можно заменить без каких-либо трудностей. Ее устанавливают на место после разборки всей передней передачи. Труднее установить новую пружину, не снимая переднюю передачу. Однако при вынужденных обстоятельствах пружину приходится устанавливать в дороге.

В этом случае сначала с мотоцикла снимают аккумуляторную батарею, затем кладут мотоцикл набок. Снимают левую крышку картера двигателя, вал пусковой педали поворачивают влево и вынимают из опоры. Потом пусковой сектор вынимают вместе с пружиной. Новую пружину устанавливают так, чтобы ее конец зацепился опять за штифт в картере двигателя. Второй конец пружины вставляют в отверстие в секторе. Поворачивая сектор, устанавливают его в правильное положение так, чтобы центр отверстия в нем был на одной оси с центром отверстия в врдиле. Потом вставляют вал пусковой педали с установленной пружиной и одновременно поворачивают педаль в положение, соответствующее пуску, т. е. вправо. Для выполнения такой работы требуется, конечно, незаурядное мастерство.
Потом, прежде чем установить левую крышку двигателя, расправляют прокладку на плоскости стыка картера. Лучше всего положить прокладку на хорошо вытертую, поверхность, смазанную пластичным смазочным материалом, прокладка хорошо прилипает и при установке крышки не сдвигается. Крышку можно приложить к картеру, когда вал педали переключения передач, на который не забудьте надеть аксиальную пружину, пройдет сквозь ступицы пускового сектора и опять войдет внутренним концом в ступицу держателя переключения передач.
Как избежать повреждений механизма пуска? При упоре зубьев сектора и храпового колеса друг в друга большое усилие при пуске двигателя-самое опасное в данный момент. Тем не менее нередко можно видеть, как ударяют ногой по педали либо надавливают на нее со всей силой. Зубья могут войти в правильное зацепление без повреждений, но возможно, что некоторые из зубьев выкрошатся.
Если сектор не входит в зацепление с храповым колесом легко, то в этом случае можно поступить так: лучше всего включить вторую передачу и несколько сантиметров провезти мотоцикл. Ведущий барабан сцепления, а вместе с ним и храповое колесо поворачиваются в другое положение, включается опять нейтральная передача, и двигатель можно пустить без трудностей.
Уже обращалось внимание на то, что после снятия педали переключения передач шлицевая часть вала педали выступает из отверстия левой крышки. Отверстие в крышке высверлено и расточено в приливе, образующем подшипник для цилиндрической части вала, которая обработана достаточно точно. На ней проточена канавка для установки резинового уплотнительного кольца. Это кольцо нам необходимо для того, чтобы масло, которое под крышкой сильно разбрызгивается (при работе передней передачи и сцепления), не стекало по валу педали. Всякий раз, когда собираете вал с крышкой и педалью переключения передач, не забывайте вложить кольцо в канавку, только после этого надевайте и фиксируйте педаль.
Резиновая оболочка на педали переключения передач во время эксплуатации быстро обдирается. Если ее заменяют новой, то прежнюю не снимают. Ее разрезают вдоль острым ножом и разрывают. Новую оболочку лучше всего подержать подольше в кипящей воде, потом заложить в ее отверстие немного пластичного смазочного материала, им же следует смазать педаль. Затем деревянной клиновидной прокладкой надо подпереть конец педали со стороны крышки и как можно дальше натянуть на палец педали рукой оболочку, а потом окончательно ее забить с помощью деревянного молотка. Однако лучше педаль снять, а потом положить ее на верстак пальцем вверх и забить оболочку молотком.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021