JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

8. Возможные неисправности коробок передач и картера

В старых моделях коробок передач пальцы-кулачки зубчатого колеса III на первичном валу и зубчатого колеса II на промежуточном входят в отверстия расположенных рядом зубчатых колес (см. рис. 255-259). То же самое происходит и в коробке передач двигателя мод. 634, когда зубчатое колесо III входит в зацепление с зубчатым колесом I на промежуточном валу и зубчатое колесо II с зубчатым колесом IV на первичном. Когда кулачки входят в соединение при неодинаковых угловых скоростях зубчатых колес, происходит удар в стыке пальцев-кулачков с краями отверстий в соседнем зубчатом колесе.
Со временем могут быть смяты поверхности кулачков и отверстий соответствующих зубчатых колес. Муфта с косыми смятыми пальцами образует ненадежное соединение. Зубчатые колеса в таком случае оказывают постоянное осевое воздействие на вилку. Вилка со временем стачивается настолько, что перестает выполнять при включении передачи свои функции. Подобные неисправности бывают на шлицах валов и на ступицах зубчатых колес с внутренними шлицами. Чаще всего эти неисправности возникают у деталей первой и четвертой передач вследствие наличия кулачковых муфт и пальцев.
После разборки можно определить, какие места поверхности смяты, и сообразно с этим решить, какую деталь следует заменить. Изношенная вилка становится иногда причиной повреждения зубчатых колес, иногда, наоборот, зубчатые колеса являются причиной повреждения вилок.
К повреждениям вилок и выходу шестерен из зацепления приводит также езда с чрезмерно натянутой цепью задней передачи. Слишком большое натяжение цепи вызывает быстрый износ подшипника вторичного вала, последующий выход его из строя и заклинивание первичного вала, что является причиной неисправности, которая в результате незнания такого простого явления может многократно повторяться. Износ любой детали можно определить визуально после разборки двигателя.
Серьезное повреждение может вызвать инородное тело в коробке передач (например, осколок зуба зубчатого колеса или какого-нибудь пальца кулачковой муфты), которое попадает с маслом между зубьями пары зубчатых колес. Такие неисправности, однако, встречаются редко.
Обе половины картера двигателя стянуты винтами, и стыковые поверхности уплотнены еще уплотнительной пастой. Кривошипная камера изолирована от пространства, где помещены шестерни коробки передач. На старых двигателях случается, что вследствие неравномерного распределения температур в стенках картера, механических вибраций или в результате высыхания пасты на стыковых поверхностях картера образуется незначительная щель, которая нарушает уплотнение кривошипной камеры. При всасывании свежей смеси масло из коробки передач проникает в камеру, при перепуске свежей смеси из камеры в цилиндр смесь проникает, наоборот, в коробку передач, разбавляя масло и существенно снижая его смазочные свойства. Во время работы двигателя признаком этой неисправности является, с одной стороны, снижение мощности, с другой-синий дым при выпуске.
Сильное дымление двигателя наблюдается также, если сальник на левой цапфе кривошипа неисправен и масло из пространства сцепления протекает в кривошипную камеру. Сняв звездочку с левой цапфы, можно легко заменить сальник (как уже было описано). Хуже, если сальник исправен, а неисправность вызвана нарушением плотности стыка. Нарушение герметичности стыка можно устранить только при полной разборке двигателя, при которой картер разделяют на две половины. Поверхности стыка очищают от засохшей пасты и выравнивают на притирочной плите. Притирочные плиты есть, конечно, только в специализированных мастерских.
При повреждении или износе сальника на правой цапфе кривошипа также нарушается герметичность кривошипной камеры. Проявляется это в неравномерной работе двигателя (высокая частота вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода), в очень трудном пуске (если двигатель удается пустить) и в значительном загрязнении маслом генератора и прилегающих к нему поверхностей. При этой неисправности часто ищут повреждения в системе зажигания. После замены сальника под ротором генератора двигатель начнет работать равномерно.
В заключение разделов о сборке двигателя следут подчеркнуть один из принципов ремонта: никогда не используйте прокладку из бумаги, которая уже была однажды установлена. Речь идет о прокладках между цилиндром и картером двигателя, под левой крышкой или под карбюратором. При разборке они обычно повреждаются, а мы часто этого и не замечаем. Непригодная прокладка, снова установленная на двигатель, может стать источником неисправностей. Будем этого остерегаться и всегда устанавливать прокладки совершенно новые, поскольку этим избавим себя от лишней работы.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021