JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

РАЗБОРКА И СБОРКА МОТОЦИКЛА

9. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О СРОКАХ ЗАМЕНЫ ДЕТАЛЕЙ

В процессе эксплуатации все узлы мотоцикла изнашиваются и наступает время
их ремонта.
В условиях индивидуальной эксплуатации наиболее целесообразным и
рациональным способом ремонта изношенных узлов в агрегатах мотоцикла
является их замена новыми узлами или замена в трущейся паре одной детали,
подвергнувшейся большему износу.
Когда менять и что менять и первую очередь, что приобретать из запасных
частей? Эти вопросы всегда волнуют начинающих мотоциклистов.
Нижеприведенные рекомендации о сроках смены деталей являются более
реальными, чем цифры, обозначающие пробег мотоцикла, так как пробег еще не
показатель износа деталей. Отклонения от среднего километража могут быть
чуть ли не в два раза в ту или другую сторону.
Несмотря на то, что с теоретической точки зрения трущиеся поверхности двух
взаимносоприкасающихся деталей должны иметь строго расчетные формы, опыт
эксплуатации мотоциклов показывает, что иногда для значительного улучшения
работы изношенного узла дос аточно сменить одну деталь, имеющую больший
износ, из-за того, что она изготовлена из менее износостойкою материала.
Определив износ одной, наиболее доступной для контроля, детали, можно
судить об износе ее нары.
Нижеприведенные зависимости сроков службы деталей подтверждаются
длительным опытом эксплуатации мотоциклов.
Прокладки и уплотнения. Все сжимающиеся прокладки и уплотнения, а именно:
бумажные, асбестографитовые (армированные металлом и не армированные),
рекомендуется менять но мере возможности после каждого разъединения
уплотняемой или нары.
Двигатель. Замену поршневых компрессионных колец следует проводить при
заметном уменьшении компрессии в двигателе. Уменьшение компрессии двигателя
выражается в уменьшении его мощности. А это, в свою очередь, определяется по
ухудшению тяговых свойств двигателя.
В течение службы одного поршня происходит две (не менее) смены
компрессионных колен. После смены двух поршней нормального размера (четырех
комплектов колеи) требуется расточка цилиндра под первый ремонтный размер
поршня и т.д. до последнего ремонтного размера.
В один и тот же поршень можно установить два раза поршневой пален одного и
того же размера, однако при этом следует каждый раз менять бронзовую втулку
верхней головки шатуна.
Замену коленчатого вала из-за износа нижней головки шатуна или замену
подшипника нижней головки шатуна следует делать не раньше, как после износа
двух или трех комплектов коренных подшипников.
Передняя вилка. Замену перьев вилки или перешлифовку основной трубы и
подвижного наконечника следует делать не раньше, как после износа двух-трех
комплектов направляющих втулок.
Задняя качающаяся вилка. Ось (палец) задней качающейся вилки следует
менять после износа двух комплектов втулок задней качающейся вилки.
Конечно, после замены одной трущейся детали (из пары) срок службы вновь
установленной детали будет меньше, чем аналогичной детали до замены. Но
часто такой способ замены одной детали из пары является единственно
возможным и экономически целесообразны вариантом восстановления
удовлетворительной работоспособности изношенного узла до замены всею узла
или расточки (шлифовки и т.д.) второй детали.
Исходя из вышеизложенной закономерности износа трущихся пар, следует
приобретать запасные части для мотоцикла и использовать их в приведенном
соотношении во время ремонта.

10. СНЯТИЕ АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ С МОТОЦИКЛА


СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Топливный бак следует отсоединять от рамы следующим образом.
1. Снять седло и закрыть топливный краник.
2. Отсоединить бензопровод от бака, помня, что топливопровод легче
снимается со штуцера краника, чем со штуцера крышки поплавковой камеры
карбюратора.
3. Ослабить, не вывинчивая полностью два болта, крепящие переднюю часть
бака к раме.
4. В задней части топливного бака отвернуть гайку сквозного болта и,
придерживая пальцами или пассатижами распорную втулку, расположенную около
гайки болта, вытащить болт примерно на половину его длины и вынуть распорную
втулку; затем, придерживая вт рую распорную втулку, вытащить болт, затем
распорную втулку.
5. Окончательно вывернуть два болча, крепящие переднюю часть бака, и снять
бак, поднимая его вверх и назад.
Снятие карбюратора и его полная разборка-сборка были описаны ранее.
Корпус глушителя шума впуска снимается в следующем порядке.
1. Снять защитные кожухи (облицовку) рамы.
2. Отвинтить гайки с двух болтов, крепящих глушитель к раме.

СИСТЕМА ВЫПУСКА

Выпускные трубы снимаются следующим образом.
1. Специальным ключом (он входит в комплект инструмента мотоцикла)
отвернуть накидные гайки крепления выпускных труб к цилиндрам двигателя.
Если гайка пригорела и не отвинчивается, необходимо налить керосина на
резьбу и через несколько минут повторить попытку отвернуть гайку. Обычно
после смачивания резьбы керосином гайка легко отвинчивается. При
отвинчивании гаек выпускных труб ни в кое случае не следует прибегать к
ударам, так как при этом повреждаются охлаждающие ребра гаек.
2. Полностью отвернуть с корпуса глушителя накидную гайку с уплотнением.
Смачивая место соединения трубы и глушителя керосином и поворачивая трубу,
вытащить ее из корпуса глушителя. Гайка с уплотнением должна остаться на
выпускной трубе. Не следует п таться вытащить выпускную гайку из корпуса
глушителя, не отвернув с него гайку с уплотнением, так как при этом
испортится асбестографитовое уплотнение в гайке, и вообще втащить трубу из
глушителя с завернутой гайкой очень трудно.
3. Соскоблив нагар с конца выпускной грубы входящего в корпус глушителя,
можно снять гайку с уплотнением, а затем гайку, крепящую трубу к цилиндру.
Корпус душителя шума выпуска снимается в следующем порядке.
1. Отвинтить две ганки, завернутые на шпильки в передней части глушителя.
2. Вывинтить два нижних болта, крепящие одновременно глушитель и подножку
пассажира к раме, при этом надо ослабить верхний болт, крепящий подножку.

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАИЕ

Предохранитель. Прежде чем начинать снимать приборы электрооборудования, а
также при манипуляциях в корпусе фары. необходимо обесточить цепь. Для этого
нужно открыть левый ящик и, сжав футляр предохранителя, вытащить его из
держателя, затем вынуть из футляра предохранитель.
Аккумуляторная батарея. Аккумуляторная батарея вынимается из ящика
следующим образом.
1. Сняв предохранитель, надо вывинтить торцовым ключом правый верхний
болт, крепящий ящик и одновременно клемму плюсового провода, и отсоединить
плюсовой провод от массы.
2. Нажав на крепежную ленту аккумуляторной батареи сверху, вынуть ее из
нижнего упора.
3. Придерживая одной рукой аккумуляторную батарею, другой рукой поднять
крепежную ленту на себя и вверх и вынуть ее из верхнего упора. У мотоциклов
моделей 353/04 и 354/04 крепление аккумуляторной батареи в ящике
осуществляется иначе. Для ее снятия надо отвернуть гайку, удерживающую
крепежную ленту. Снять проводник (+) и крепежную ленту со штыря. Откинув
ленту вниз, снять аккумулято ную батарею.
Генератор. Генератор снимается в следующем порядке.
1. Ослабив винты на клеммах, освободить генератор от пуска проводов.
2. Сняв пружинные защелки (или подняв рычажки), вынуть щетки из
щеткодержателей.
3. Торцовым ключом отвернуть два болта, крепящие статор генератора к
картеру двигателя.
Снять статор руками, а если это не удается, можно снизу помочь отверткой
или другим рычагом, стараясь при этом не делать вмятин на торцовой
поверхности картера. Для этого на торец картера под отвертку можно подложить
кусок твердой листовой резины или фанеры.
4. Снять ротор генератора. Для лею нужно вывинтить и вынуть винт, крепящий
его на цапфе коленчатого вала. С помощью двух отверток снять кулачок
прерывателя. В отверстие завернуть съемник (рис. 107). Придерживая ротор
одной рукой, другой рукой ввинтит съемник и стянуть ротор с шейки
коленчатого вала. Съемник можно заменить болтом М8 и штырем.

Рис. 107. Приспособления для снятия ротора генератора:
а - съемник; б - болт и штырь

Нельзя стучать по статору и ротору при их снятии.
Система зажигания. Основание прерывателя следует снимать только при замене
всего прерывателя, так как установить его на место довольно сложно. В
остальных случаях достаточно снять подвижные (молоточки) и неподвижные
(наковальни) контакты.
Для снятия молоточка нужно вывести прорезь пружины из зацепления с
контактом, затем, потянув к себе, снять молоточек с оси.
Чтобы снять наковальню, необходимо отвернуть крепящий винт и затем спять
наковальню вместе с пластинкой, на котором она изготовлена.
У мотоцикла "Ява-350" нижний прерыватель установлен па пластине, которая
прикреплена двумя винтами к основанию прерывателя. Для замены контактов
прерывателя снимать пластину нет необходимости. При снятии этой пластины
нужно вывернуть упомянутые выше репежные винты.
Катушки зажигания снимаются после снятия топливного бака. Отвернув гайку
крепежного болта, нужно освободить хомутики катушек и отсоединить провода от
клемм 1 и 15, после чего можно снять катушки с мотоцикла. Провод высокого
напряжения вынимать из кат шки без надобности не следует, так как частое
вывинчивание (особенно выдергивание) и завинчивание провода повреждает его
токопроводящие жилы.
Приборы освещения и сигнализации. Фара снимается с мотоцикла по частям.
Оптический элемент с ободком, патронами и лампами снимается после
вывинчивания винта М5,находящегося в нижней части ободка фары. Вывернув
винт, нижнюю часть ободка нужно повянуть вперед и вверх и снять его с
запорного выступа в верхней части кожуха ф ры. Затем, повернув патрон,
освободить рефлектор от патрона, который остается висеть в кожухе фары на
проводах.
Верхняя часть кожуха фары снимается в следующем порядке.
1. Сняв оптический элемент, отвинтить накидную гайку оболочки вала
спидометра и винт М4, расположенный в задней части кожуха фары (снаружи),
снять (не потерять) шайбы.
2. Потянув вниз патроны контрольных ламп, вынуть их из держателей. Верхняя
часть кожуха фары со спидометром при этом останется соединенной пучком
проводов с центральным переключателем.
3. Вынув патроны контрольных ламп из держателей, надо развести в стороны
переднюю часть кожуха и вынуть фиксирующие выступы из пазов нижнего кожуха
фары. Затем верхнюю часть кожуха фары поднять вверх и положить на топливный
бак, подложив тряпку под к жух и под провода, перегибающиеся через острый
край нижней части кожуха фары.
Если верхний кожух фары снимается для доступа к верхним резьбовым пробкам
передней вилки, а также к рулевому механизму, центральный переключатель
можно не отсоединять.
В случае необходимости можно совсем снять верхнюю часть кожуха фары. Для
этого у мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 нужно радиусным ключом для
круглых гаек, совмещенным с одной из монтажных лопаток, отвинтить гайку
центрального переключателя и отдели ь верхнюю половину кожуха фары от
корпуса центральною переключателя.
У мотоциклов моделей 559, 354/06 и 360/00, имеющих замок зажигания с
индивидуальным ключом, замок зажигания прикреплен к верхнему кожуху фары
двумя винтами. При снятии замка надо эти винты отвинтить.
Нижняя часть кожуха фары снимается в следующем порядке:
1. Отсоединить тросы тормоза переднего колеса и сцепления от рычагов, а
также провода, идущие от центрального переключателя к кнопке звукового
сигнала и к патрону ламп фары.
2. Протолкнуть вниз все три резиновые муфты, через которые проходят тросы,
провода и вал привода спидометра.
3. Снять руль и верхний мостик передней вилки. Чтобы снять верхний мостик,
нужно ключом 41 мм отвинтить гайку оси (стержня) рулевой колонки, затем
вывинтить резьбовые пробки перьев. У мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 надо
еще вывинтить оздушные клапаны, расположенные в верхней части неподвижных
труб.
4. Сняв верхний мостик, поднять нижнюю часть кожуха фары вверх и снять ее
с перьев вилки. Задний фонарь снимается в такой последовательности.
1. Вывинтить винт М4, крепящий верхнюю часть корпуса к основанию, затем,
поднимая корпус вверх, освободить нижний фиксатор фонаря и снять корпус с
грязевого щитка заднего колеса.
2. Отсоединить провода от клемм, отвинтить два винта, придерживая гайки
этих винтов, находящиеся под грязевым щитком и снять основание и резиновую
прокладку.
Переключатель света фары и кнопка звукового сигнала снимаются следующим
образом.
1. Осторожно, чтобы не потерять пружинную шайбу под гайкой, отвинтить
гайку, расположенную под кожухом переключателя.
2. Вынуть винт и снять кожух переключателя.
3. Отвинтить винты, крепящие провода, и снять корпус переключателя.
Снимая кожух и манипулируя с корпусом переключателя, нужно следить, чтобы
рычажок не выскочил из корпуса переключателя. При этом можно потерять
маленькие пружины и другие мелкие детали, находящиеся внутри корпуса
переключателя.
Включатель стоп-сигнала и звуковой сигнал снимаются после отсоединения
проводов от клеммных зажимов и отвинчивания соответствующих крепежных
болтов.

 

ЗАДНЯЯ ЦЕПЬ С КОЖУХОМ И ЗВЕЗДОЧКАМИ

Порядок разборки задней цепной передачи должен быть следующий.
1. Снять заднее колесо и правую крышку картера силового агрегата.
2. Вынув шплинт, отвинтить гайку и вынуть болт, скрепляющий половины
кожуха цепи в задней части.
3. Разъединить половины кожуха и установить цепь в такое положение, чтобы
замок оказался на зубьях задней или ведущей звездочки.
4. Плоскогубцами снять защелку замка цепи и снять замковое звено (см. рис.
62, а).
5. Вытащить цепь из кожуха, затем поочередно вынуть верхнюю и нижнюю
половины кожуха.
6. Отвинтив гайку (ключ 32 мм), снять звездочку заднего колеса вместе с
защитным диском.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Перед снятием силового агрегата с рамы его необходимо вымыть снаружи
керосином и насухо обтереть ветошью. При этом особое внимание следует
обратить на нижнюю часть картера, обычно имеющую толстый слой
спрессовавшейся грязи с маслом.
Потом поставить мотоцикл на подставку, слить из коробки передач масло-
Пока сливается масло, можно снять седло и топливный бак. Топливный бак
снимать надо обязательно, так как без бака удобнее вынимать силовой агрегат
из рамы мотоцикла.
Затем нужно произвести следующие операции.
1. Открыв крышку левого (аккумуляторного) ящика, вынуть предохранитель
электрической цепи и аккумуляторную батарею из ящика, после чего снять ящик
с мотоцикла. После снятия левого ящика открывается доступ к гайкам болтов,
крепящих заднюю часть силово о агрегата к раме мотоцикла. Однако отвинчивать
их надо будет позже. Следует отметить, что гайку нижнего заднего болта можно
достать плоским (рожковым) ключом, вставляя его снизу из-под силового
агрегата.
2. Отвинтить гайки выхлопных труб и развернуть трубы на 180°, не забыв при
этом снять и сохранить прокладки, находившиеся между отбортовкой трубы и
цилиндром. Обычно прокладки остаются в гайках, а затем "незаметно" оттуда
вываливаются и теряются.
3. Снять кожух карбюратора и карбюратор, отсоединить его от троса газа и
от троса пускового карбюратора у мотоцикла "Ява-250".
4. Снять наконечники проводов высокого напряжения со свечей.
5. Отсоединить привод спидометра от картера, вывернув отверткой винт в
нижней части левой половины картера (у мотоцикла "Ява-350" или отвернув
круглую накидную гайку с накаткой (у мотоцикла "Ява-250").
Если гнездо вокруг головки пинта забито грязью или даже частично
завалцовано металлом картера, что иногда случается при задевании за камни во
время движения мотоцикла но бездорожью, то следует положить мотоцикл набок
(бак, карбюратор и аккумуляторная батарея уже сняты), подложив под рукоятку
газа тряпку.
Тонкой проволокой или шабером (в случае завальцовки) очистить гнездо
вокруг винта и шлиц винта и вывернуть его.
6. Снять правую крышку картера.
7. Отсоединить трос сцепления от механизма выключения сцепления. Для этого
надо, вывернув винт подвижного наконечника троса, установленного на конце
рычага ручного привода механизма выключения, вытянуть трос из указанного
наконечника и из упора оболо ки троса, а также из отверстия в картере
силового агрегата. Снять и убрать подвижный наконечнике винтом и
колпачкообразный упор оболочки троса, находящийся на основании механизма
выключения сцепления.
8. Снять заднее колесо, пень и кожух цепи.
9. Отвинтив торцовым ключом два болта и одну гайку, снять механизм
выключения сцепления и вынуть правый шток выключения из полости первичного
вала.
Очистить полость картера под механизмом выключения сцепления и под ведущей
звездочкой от грязи.
10. Отвинтив отверткой два винта, снять удлинитель кожуха цепи.
Если подножка водителя расположена в верхнем положении и мешает снять
удлинитель, ее следует опустить.
Для этого надо ключом 19 мм ослабить гайку крепления кронштейна и
повернуть подножку вместе с кронштейном вперед и вниз.
11. Рычагом переключения передач повернуть кулачок авто магического
выключения сцепления в крайнее положение и, ослабив винт в клемме датчика
нейтрального положения, вынуть из нее проводник.
12. Отсоединить провода от генератора и вынуть пучок проводов вместе с
резиновой перегородкой из картера. Закрепить его на раме мотоцикла так,
чтобы он не мешал работать.
13. Вывернув винт, снять колено маслопровода, подающее смазку к оси задней
качающейся вилки. Винт завернуть на месте.
14. Отвинтить гайки и вынуть болты, крепящие заднюю часть агрегата к раме.
Методику извлечения силового агрегата из рамы и его установку на место без
предварительного снятия облицовки (боковых кожухов рамы) в условиях
индивидуальной мастерской следует считать нецелесообразной, так как выигрыш
времени от этого незначительный а неудобств, связанных с наличием облицовки
на раме мотоцикла, много.
При обратной установке силового агрегата с облицовкой на раме трудно
проверять взаиморасположение звездочек задней цепной передачи и практически
невозможно устанавливать между картером силового агрегата и рамой
pегулировочные прокладки. А их необходи о устанавливать, если звездочки
задней цепной передачи расположены хотя бы под небольшим углом друг к другу.
Так же неудобно с облицовкой на раме проверять и регулировать соосность
корпуса глушителя шума впуска с карбюратором. В связи с вышеизложенным
рекомендуется вначале снять облицовку, а затем демонтировать болты, крепящие
заднюю часть силового агрегата к раме.
При снятой облицовке гайки болтов можно отвинчивать любым ключом, но
удобнее использовать для этого торцовый.
Извлекая болты, надо разгружать их, подкладывая под картер рычаг.
15. Установить правую крышку картера на место и закрепить ее винтами. Это
нужно сделать для того, чтобы не повредить генератор при снятии силового
агрегата с рамы.
16. Положить кусок фанеры или толстую тряпку между картером силового
агрегата и рамой мотоцикла. Это облегчит снятие силового aгрегата с рамы и
предохранит ее лакокрасочное покрытие от повреждения картером силового
агрегата.
17. Отвинтить гайки болтов, крепящих переднюю часть силового агрегата и
опорные листы, придерживая силовой агрегат руками или рычагом, вставленным
между рамой и картером, вынуть болты и снять опорные листы агрегата.
18. Встать с левой стороны мотоцикла и, взявшись левой рукой за правый
цилиндр около выпускного патрубка, а припой рукой за педаль переключения
передач в месте ее соединения с валом, вытащить силовой агрегат из рамы,
двигая его в направлении влево и перед.
При извлечении силового агрегата надо учитывать, что его масса у мотоцикла
"Ява-250" равна 34,5 кг, а у "Явы-350" - 45 кг.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Переднее колесо снимается следующим образом.
1. Установить мотоцикл на подставку так, чтобы переднее колесо оказалось
высоко над землей. Для этого под подставку можно подложить доску.
2. Отвинтив гайку-барашек, отсоединить трос тормоза от тормозного диска.
3. Отвинтить гайку оси и снять пружинную шайбу.
4. Ослабить болт, стягивающий наконечник левого пера.
5. Вставив вороток в отверстие оси, вынуть ось и колесо из вилки, не
потеряв при этом две распорные втулки (одна втулка находится с левой стороны
ступицы, а вторая - в левом наконечнике вилки).
6. Поставить колесо так. чтобы не вывалился тормозной диск из барабана.
Если предстоит разборка других узлов мотоцикла, можно вставить ось в колесо,
надев пружинную шайбу и навернув гайку.
Нельзя класть снятое колесо плашмя на землю, так как песок и грязь,
попавшие в подшипники ступицы, быстро приведут их в негодность.
Заднее колесо нужно снимать в следующем порядке.
1. Остановить мотоцикл так, чтобы колесо оказалось высоко поднятым над
землей.
2. Свинтив гайку-барашек с наконечника троса тормозов, вытолкнуть
отверткой оболочку троса из упора. Выдергивание троса рукой за оболочку не
дает желаемою результата, так как наконечник оболочки обычно остается в
гнезде упора и не дает возможности вы уть трос.
3. Отвинтить гайку оси и снять пружинную шайбу.
4. Вставив вороток в отверстие оси, вытащить ось.
5. Придерживая колесо, вытащить распорную втулку и реактивный рычаг
тормоза.
6. Подвинув колесо влево, разъединить его со звездочкой задней ценной
передачи и вытащить колесо из пилки, не потеряв при этом распорную втулку,
находящуюся с правой стороны ступицы колеса. Если при этой операции заднее
колесо мало приподнято над зем ей, то колесо нужно вынимать, наклонив
мотоцикл. Вынимая колесо, нужно внимательно следить за тем, чтобы грязь с
покрышки не попала внутрь корпуса звездочки (к подшипнику).
Грязевой щиток переднего колеса отсоединяется от перьев пилки после снятия
переднего колеса.
Сняв переднее колесо, надо произвести следующее.
1. Отвинтить гайки на болтах и шпильках, крепящих кронштейны грязевого
щитка к перьям вилки и вынуть болты.
2. Сжав средние кронштейны грязевого щитка, снять их со шпилек,
приваренных на наконечниках перьев вилки, и приподнять щиток немного вверх
вдоль перьев пилки.
3. Развернуть наконечники перьев вилки на 180° и, опустив щиток вниз,
снять его.
Грязевой щиток заднего колеса снимается после снятия седла и подседельного
основания. Можно снимать щиток совместно с подседельным основанием, но при
этом не нужно производить операции 7 и 8 из перечисленных ниже.
1. Отключить аккумуляторную батарею от цепи элекрооборудования (вынуть
предохранитель).
2. Снять седло.
3. Отсоединить провода заднего фонаря от электропроводки.
4. Отвернув два болта с левой стороны седла, снять ручку.
5. Торцовым ключом вывернуть болт в углублении подседельного основания с
правой стороны.
6. Отвинтить две гайки со шпилек, крепящих переднюю часть щитка и
подседельного основания к раме.
7. Развинтить два болта с гайками, крепящими заднюю часть подседельного
основания к щитку.
8. Снять подседельное основание, поднимая его вверх. Теперь щиток держат
только шпильки впереди и два болта надо амортизаторами задней подвески
(болты направлены головками назад).
9. Отвинтить два болта, расположенные над амортизаторами и поднять щиток
вверх.
Ящики (инструментальный и аккумуляторный) крепятся к раме мотоцикла тремя
болтами каждый.
Для их снятия надо выполнить следующее.
1. Вначале вынуть аккумуляторную батарею из левого ящика, а в правом ящике
отсоединить провода и тягу-пружину от включателя стопсигнала. Включатель
можно не снимать.
2. Отвинтить три болта внутри каждого ящика и вынуть ящики.
Боковые кожухи рамы (облицовка) снимаются в таком порядке:
1) снять седло, отвинтить гайку и снять шайбу с болта, крепящего заднюю
часть топливного бака, и придерживая пальцами или пассатижами распорные
втулки, вынуть болт;
2) вначале с левой и правой стороны только ослабить (не отвинчивая
полностью) винты, указанные ниже в пп. 4-7;
3) придерживая гайки, отвинтить три винта, соединяющие правый и левый
кожухи; с правой стороны мотоцикла:
4) свинтить гайку со шпильки на кронштейне тормозной педали;
5) отвинтить передний нижний болт, крепящий подножку пассажира; с левой
стороны мотоцикла:
6) развинтить болт с гайкой, соединяющие кронштейн кожуха со втулкой
подножки водителя, и вынуть болт;
7) отвинтить нижний передний болт, крепящий подножку пассажира;
8) снять оба кожуха с мотоцикла.
Пружинно-гидравлический амортизатор задней подвески нужно снимать
следующим образом.
1. Вывинтить и вынуть болты, крепящие амортизатор к раме и задней
качающейся вилке.
2. Снять амортизатор, вынимая поочередно верхнюю и нижнюю его вилки.
Аналогично снять второй амортизатор.
Задняя качающаяся вилка снимается так. Вначале необходимо снять кожухи
рамы, заднее колесо, кожух цепи (с цепью), заднюю звездочку,
пружинногидравлические амортизаторы задней подвески. Затем нужно сделать
следующее.
1. Отпит ив два болт, снять переднюю часть грязевого щитка заднего колеса.
2. Отвинтить контргайку (ключ 17 мм) и винт, фиксирующий ось вилки в раме.
3. Снять трубку маслопровода, отвернув винт на картере силового агрегата.
4. Отвинтить контргайку и гайку на грибке-маслопроводе (ключ 17 мм), снять
шайбу и крышку и вынуть грибок маслопровода вправо.
5. Специальной выколоткой выбить ось и снять качающуюся вилку.
Перья передней вилки иногда бывает необходимо вынуть из мостиков, не
разбирая их полностью, например для смазки пружин.
При этом следует придерживаться приведенной последовательности операций
(для каждого пера).
1. Вынуть предохранитель электрической цепи из патрона.
2. Снять оптический элемент фары, верхнюю часть кожуха фары, переднее
колесо и грязевой щиток переднего колеса.
3. Отвинтить верхнюю резьбовую пробку пера.
4. Ослабить гайку стяжного болта в нижнем мостике и вытащить перо вместе с
кожухом и пружиной вниз. Снять с пера резиновое кольцо, кожух и пружину.
Иногда перо (основная труба) не выходит из мостиков из-за того, что
заржавело, или в результате тугой посадки. В этом случае следует вновь
завернуть верхнюю резьбовую пробку в трубу примерно на три четверти длины
резьбы и ударить по пробке молотком ч рез медную или дюралюминиевую
прокладку.
Сдвинув основную трубу с места, вывинтить резьбовую пробку и вытащить перо
вниз.
Аналогично снимается второе перо вилки.

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Труба руля (руль) снимается после снятия ободка с оптическим элементом и
верхней части кожуха фары.
Затем нужно сделать следующее.
1. Отвернуть два болта, расположенные впереди рулевой трубы (руля).
2. Отвернув две гайки, находящиеся под нижним кожухом фары. вынуть два
болта, расположенные сзади рулевой трубы, и снять хомутики.
3. Снять руль с верхнего мостика.
Для полного освобождения руля от мотоцикла нужно отсоединить от него тросы
и провода, идущие к переключателю света и кнопке звуковою сигнала.
Вращающаяся рукоятка газа мотоциклов с карбюратором серии СБД снимается
(свинчивается) с трубы руля в следующем порядке.
1. Поворачивая вращающуюся рукоятку газа, совместить отверстие, имеющееся
на ее конце с прорезью головки винта, крепящего грибок (см. рис. 87), и
вывинтить этот винт.
2. Снять грибок, потянув его из трубы наружу.
3. Свинтить, вращая против хода часовой стрелки, вращающуюся рукоятку с
трубы руля.
4. Выведя трос газа из соединения с ползуном, снять ползун.
5. Ослабив стопорный винт 8 корпуса 5, снять корпус с трубы руля вместе с
предохранительной шайбой и фрикционной пружиной.
Аналогично снимается вращающаяся рукоятка у мотоциклов "Ява-250", имеющих
карбюратор серии СД (см. рис.88).
Рычаги сцепления и ручного тормоза снимаются с руля после отворачивания
гаек с болтов, крепящих оси рычагов на кронштейнах руля. Вынимая рычаги,
надо следить за осями и втулками рычагов, чтобы не потерять их.
Рулевая колонка разбирается в нижеприведенной последовательности.
Предварительно нужно снять ободок с оптическим элементом фары, верхнюю
половину кожуха фары, руль и вывернуть верхние резьбовые пробки из перьев
вилки.
После этого следует произвести следующее.
1. Отвинтить гайку оси рулевой колонки (ключ 41 мм) и спять верхний
мостик.
2. Специальным ключом (рис. 108), имеющим внутренний диаметр 26 мм,
наружный диаметр 32 мм, отвинтить гайку крышки подшипника и опустить ось
рулевой колонки вместе с нижним мостиком вниз.

Рис. 108. Ключ для гайки чашки подшипника рулевой колонки

Рычаг тормоза заднего колеса снимается следующим образом. Вначале нужно
отвинтить гайку на оси рычага и снять двуплечий рычаг, насаженный на шлицы
оси. а затем вытащить тормозной рычаг с осью из втулки кронштейна.

11. ПОЛНАЯ РАЗБОРКА И СБОРКА ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ

РАЗБОРКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА

Рассмотрим полную разборку силового агрегата, снятого с рамы мотоцикла.
Предварительная подготовка перед полной разборкой намного облегчает
работу. Поэтому прежде, чем приступить к полной разборке силового агрегата
необходимо произвести следующие операции.
1. Вывинтив два винта, снять правую крышку картера.
2. Снять статор и ротор генератора и положить их так, чтобы они не были
повреждены или запачканы при дальнейшей разработке силового агрегата.
3. Снять механизм выключения сцепления (если не был спят), отвинтив два
болта и гайку или три болта у мотоцикла "Ява-250", крепящие его к картеру, и
извлечь из полости первичного вала шток выключения сцепления.
4. Тщательно очистить силовой агрегат от грязи и масла, обращая особое
внимание на места соединения головок с цилиндрами, цилиндров скартером и на
шлицы всех винтов, стягивающих картер.
Снятие головок цилиндров производится следующим образом.
1. Отвинтить торцовым ключом гайки со шпилек цилиндра и удалить
находящиеся под гайками шайбы.
2. Немного приподнять головку цилиндра. Если головка цилиндра не
приподнимается (из-за взаимного пригорания головки, прокладки и цилиндра),
то по ней нужно легко постучать деревянной киянкой. У двигателей "Ява-250"
моделей 559 прокладки под головкой ет. Затем, поместив между головкой и
цилиндром рычаг (лучше широкий, чтобы не повредить головку), приподнять
головку, наблюдая при этом за прокладкой из армированного асбеста,
находящейся между головкой и цилиндром. Когда прокладка одной частью приго
ела к головке, а другой - к цилиндру, ее нужно осторожно отделить ножом от
цилиндра. Если в запасе есть новые прокладки, то эта предосторожность не
нужна, так как при при сборке лучше поставить новую прокладку.
3. Освободив прокладку по всей поверхности уплотнения с цилиндром, снять
головку.
Аналогично снять вторую головку цилиндра у двигателя "Ява-350".
Снятие цилиндров нужно производить в следующем порядке.
Снятие цилиндров у мотоциклов "Ява-250" модели 353/04 и мотоциклов
"Ява-350" всех описываемых моделей производится в следующем порядке.
1. Опустить поршень и нижнюю мертвую точку.
2. Постучать деревянной киянкой по цилиндру, чтобы стронуть его с места.
З. Снять цилиндр, двигая его вверх без перекоса и направляя усилие строго
вдоль шпилек. При этом нужно следить за прокладкой между цилиндром и
картером. Если прокладка прилипла к цилиндру, ее следует отделить от него
ножом. Прокладку цилиндров двигат ля "Ява-350" нужно оставить на картере,
так как она изготовлена из одного куска картона для двух цилиндров.
Для облегчения снятия цилиндра можно применять рычаг с точкой опоры в
средней части картера.
Нельзя опирать рычаг на кран охлаждающих ребер картера и на плоскость
силка цилиндра с картером, так как их можно повредить.
Прокладка от картера отделяется острым ножом с тонким лезвием- У двигателя
"Ява-350" прокладка отделяется после снятия второго цилиндра,
У двигателей "Ява-250" моделей 559 в случае снятия головки цилиндра и
цилиндра с двигателя, установленного на раме мотоцикла, надо вначале снять
топливный бак и катушку зажигания.
Снятие поршня следует производить в следующем порядке.
1. Установить поршень в верхнюю мертвую точку.
2. Круглогубцами или специальными щипцами снять стопорные кольца
поршневого пальца.
Чтобы не увеличивать отверстия в бобышках поршня при выпрессовке пальца,
следует предварительно нагреть поршень. Нагреть поршень можно, поставив на
него электрический утюг, а также пламенем паяльной лампы. При применении
паяльной лампы надо накрыть п ршень жестяной консервной банкой подходящего
размера и направить пламя на дно банки. Предварительно необходимо удалить с
банки слой олова- Это можно сделать, нагрев всю банку до красна паяльной
лампой.
3. Выпрессовать при помощи съемника поршневой палец из поршня (рис. 109) и
снять поршень.

Рис. 109. Выпрессовка поршневого пальца при помощи съемника

Аналогично снять второй поршень у двигателя "Ява-350".
Снятие компрессорных колец с поршня производится при помощи стальных
полосок шириной 8-10 мм. Достаточно пользоваться тремя полосками, но удобнее
снимать кольца, когда их четыре или пять.
Для этого нужно сделать следующее.
1. Нажав пальцами, утопить одну сторону кольца в канавке поршня, при этом
противоположная сторона кольца должна выйти из канавки, если под кольцом
мало нагара.
Пометить все полоски между верхним кольцом и поршнем, а затем распределить
их равномерно по окружности, установив две из них по концам кольца (рис.
110).

Рис. 110. Снятие поршневых колец при помощи стальных пластинок

2. Действия пальцами обеих рук, равномерно передвигать кольцо вверх до
полного снятия его с поршня.
Таким же способом снимаются остальные кольца.
Завод-изготовитель рекомендует для снятия поршневых компрессионных колец
применять щипцы с обратным разведением губок.
Разборка пускового механизма, сцепления и моторной передачи производится
после снятия левой крышки картера.
Снятие левой крышки картера у мотоциклов моделей 559, 354/06 и 360/00
производится следующим образом.
1. Поставив рычаг переключателя передач в положение для запуска двигателя,
вывернуть полностью болт, фиксирующий рычаг переключения передач на валу,
2. Налить в соединение рычага с валом несколько капель керосина. Затем
вставить между рычагом переключения и крышкой какой-либо деревянный рычаг
(можно использовать рукоятку молотка) и, пользуясь им, снять рычаг
переключения с вала. Вал рычага перекл чения следует оставить в положении
для запуска двигателя.
3. Вывинтить крепежные винты крышки. Снять колено маслопровода (если не
было снято).
4. Вставляя отвертку в углубления, имеющиеся в передней части крышки и
сзади, и действуя отверткой как рычагом, отделить крышку от бумажной
прокладки, установленной между крышкой и картером.
Если прокладка отстает неравномерно, то ее следует аккуратно отделить от
крышки при помощи тупого ножа. Затем окончательно отделить крышку от
картера.
5. Отделить прокладку от картера.
После снятия левой крышки картера у моделей 559, 354/06 и 360/00 в первую
очередь надо вынуть из картера вал рычага переключения передач (он же
является валом пускового сектора) и пусковой сектор, находящийся на нем).
Снятие вала рычага переключения передач и пускового сектора выполняется в
следующем порядке.
1. Крепко взяв одной рукой пусковой сектор, другой рукой надо поворачивать
вал против часовой стрелки, пока он под действием спиральной пружины,
расположенной на его внутреннем конце и опирающейся на ступицу пускового
сектора, не выскочит из зацеплен я с валом механизма переключения передач.
После этого, продолжая крепко держать пусковой сектор, вынуть вал из
отверстия пускового сектора.
Вынимая вал, надо не потерять его пружину.
2. Выведя нижний конец сектора из картера наружу и поворачивая сектор
против часовой стрелки, снять предварительное напряжение с пружины. Обычно
требуется сделать полтора оборота. Затем вынуть конец пружины из гнезда в
картере.
Левую крышку картера у моделей 353/04 и 354/04 можно снимать вместе с
рычагом переключения передач или после его снятия с вала.
Рассмотрим способ снятия левой крышки вместе с рычагом переключения
передач и с его валом. Рычаг при этом должен находиться в положении для
переключения передач.
Отвернув болты, крепящие левую крышку к картеру, вставить в углубление,
имеющееся в передней части крышки картера, какой-либо рычаг, например
отвертку. Потянув за вал с рычагами, осторожно помогая рычагом, вставленным
в углубление, имеющееся в передн й части крышки, отделить крышку от картера
так же, как описано выше, следя за бумажной прокладкой. Вынуть возвратную
цилиндрическую пружину вала, которая обычно остается в углубление на конце
вала рычага переключения передач или в середине вала механ зма переключения.
Снятие пускового сектора у моделей 353/04 и 354/04 производится следующим
образом.
1. Вывинтить три винта, крепящие площадку к картеру.
2. Действуя аналогично вышеописанному, снять напряжение с пружины, затем,
выведя конец спиральной возвратной пружины из гнезда, отделить площадку с
сектором и возвратной пружиной от картера.
Разборка муфты сцепления и моторной передачи производится в следующем
порядке.
1. Сжав ключом пружину сцепления (рис. 111), вынуть стопорный штифт. При
этой операции на второй конец ключа нужно намотать тряпку, чтобы губки ключа
не врезались в руку. Нажимать следует строго перпендикулярно дискам
сцепления, иначе ключ соскочит. налогично вынимаются другие штифты.


Рис. 111. Снятие стопорных штифтов пружин муфты сцепления

2. Освободив все три штифта. Вынуть пружины со стаканами, диски сцепления
и извлечь нажимной шток с грибком.
3. Зафиксировать звездочку, вставив в барабаны сцепления фиксатор (рис.
112) или вставив деревянный брусок между моторной цепью и звездочкой так,
чтобы при отворачивании гайки с коленчатого вала брусок заклинился между
цепью и звездочкой, и отвинтить гайку.
4. Разогнуть стопорную шайбу под гайкой сцепления.
5. Вставить в барабан фиксатор (см. рис. 112) и торцовым ключом 19 мм
отвинтить гайку сцепления.

Рис. 112 Фиксация звездочки коленчатого вала и барабанов сцепления

6. Снять ведомый барабан сцепления со шлицев первичного вала- Если барабан
сидит на шлицах вала туго, его можно снять при помощи съемника или
рычага-отвертки, вставленной между барабанами через боковой паз ведущего
(наружною) барабана.
7. Вынуть распорную втулку из ведущего барабана сцепления.
8. Поворачивая ведущий диск сцепления и звездочку коленчатого вала вместе
с моторной цепью, снять ведущий барабан сцепления и моторную цепь.
9. При помощи съемника (см. рис. 117) снять звездочку с цапфы коленчатого
вала.
Полная разборка механизма выключения сцепления моделей 353/04 и 354/04
производится в следуюшем порядке.
1. Вывинтить винт у основания пружины, фиксирующей регулировочный винт и
отсоединить пружину.
2. Вывинтить регулировочный винт и вынуть шарик, находящийся под ним.
3. Вывинтить три винта с внутренней стороны опорной площадки и отделить ее
от корпуса механизма выключения.
4. Выбить оси рычагов при помощи бородка и снять рычаги.
5. Снять ролик рычага автоматического выключения сцепления с рычага (после
снятия фиксирующей защелки).
У моделей 559, 354/06 и 360/00 разборка механизма выключения сцепления
производится аналогично, но работа облегчается из-за меньшего количества
деталей.
Снятие кулачка автоматического выключения сцепления надо производить
следующим образом.
1. Бородком выбить штифт. Выбивать нужно снизу вверх (рис. 113), так как
штиф конический.

Рис. 113. Выбивания фиксирующего штифта кулачка автоматического выключения
сцепления

2. Снять кулачок с вала.
Если между кулачком и картером на валу имеются регулировочные
(дистанционные) шайбы (шайба), их обязательно нужно сохранить и установить
на, место при сборке.
Снятие вала механизма переключения передач производится следующим образом.
Сняв с правого конца вала кулачок автоматического выключения сцепления,
вынуть вал вместе с собачками. Для облегчения этой операции можно
использовать стальную пластину (рис. 114). Помимо удобства эта пластинка
предохраняет собачки и пружины от выскакивания "выстреливания" из вала.

Рис. 114. Демонтаж вала механизма переключения передач при помощи стальной
пластины

После извлечения вала из картера нужно вынуть из него собачки и пружины.
Разъединение картера силового агрегата рекомендуется производить только в
случае крайней необходимости. При разборке следует помнить, что для замены
коленчатого вала или коренных подшипников нужно выпрессовать коленчатый вал
из обеих половин картера, а для ремонта коробки передач без замены
первичного вала достаточно снять только правую половину картера.
Следовательно, и подготовительные операции при этом будут различные. Перед
снятием только правой половины картера достаточно выполнить подготови ельные
операции, описанные для правой стороны, а перед выпрессовкой коленчатого
вала из обеих половин и при замене первичного вала коробки передач нужно
выполнить подготовительные операции, описанные для обеих сторон.
Перед снятием правой половины картера необходимо сделать следующие
подготовительные операции.
1. Снять карбюратор и прокладки (бумажные и термоизоляционную).
2. У двигателя "Ява-350" снять цилиндры, головки и прокладку под
цилиндрами, у двигателя "Ява-250" снять головку, цилиндр, прокладку.
3. У двигателя "Ява-350" снять правый поршень (у двигателя "Ява-250"
поршень снимать не требуется).
4. Снять механизм выключения сцепления и вывинтить стойку из картера у
двигателя "Ява-350".
5. Снять удлинитель кожуха цепи.
6. Снять с вала механизма переключения передач кулачок механизма
автоматического выключения сцепления.
7. Снять генератор (статор и ротор).
8. Тщательно очистить поверхность картера под механизмом выключения
сцепления от грязи и масла, в противном случае во время разборки грязь может
попасть в картер.
9. Выбить выколоткой две направляющие (установочные) втулки (рис. 115 и
рис. 116), расположенные в передней и задней частях картера до выхода их из
левой половины картера.

Рис. 115. Выбивание установочных втулок из картера.

Рис. 116. Выколотка направляющих втулок картера

10. У двигателя "Ява-350" ослабить или вывинтить два винта, фиксирующих
разделительную перегородку коленчатого вала и картере. Винты находятся на
линии разъема: передний - рядом с верхним передним отверстием крепления
двигателя к раме, задний - под фланцем для крепления карбюратора.
У мотоциклов более поздних выпусков винт один. Он расположен спереди.
11. Тщательно очистить шлицы винтов, стягивающих половины картера.
12. Хорошо подготовленной отверткой (см. рис. 105) вывинтить все винты,
стягивающие половины картера.
Перед выпрессовкой коленчатого вала из обеих половин картера нужно сделать
еще следующее.
13. Снять левый поршень (у двигателя "Ява-350").
14. Снять левую крышку картера, снять сектор пускового механизма и вынуть
вал механизма переключения передач из картера.
15. Снять барабаны сцепления и моторную передачу (звездочку с коленчатою
вала и цепь).
Следует помнить, что половины картера стягивают кроме винтов,
предназначенных только для этой цели, стойка механизма выключения сцепления
у двигателей "Ява-350" и один из винтов (длинный), крепящих к картеру
удлинитель кожуха цепи.
Снятие правой половины картера производится следующим образом.
1. Используя резьбу отверстий для болтов крепления генератора, укрепить на
картере съемник (рис. 117).


Рис. 117. Универсальный съемник:
а - силовая пластина и болт; б - втулки и винты для установки съемника на
левую половину картера силового агрегата; в - втулки и винты для установки
съемника на правую половину картера силового агрегата; г - захваты д я
снятия звездочки коленчатого вала; д - схема установки захватов на основную
пластину съемника

2. Равномерно и плавно ввинчивая болт съемника, разъединить половины
картера (рис. 118). При этом необходимо следить, чтобы шатуны коленчатого
вала у двигателя "Ява-350" находились в мертвых точках (один в верхней,
другой в нижней). У двигателя "Ява50" шатун при этом может находиться в
любом положении.

Рис. 118. Установка съемника на правую половину картера силового агрегата и
разъединение половин картера

Если картер будет разъединяться с перекосом, его нужно выровнять рукам и
или осторожными ударами деревянной киянки но задней части картера. Ни в коем
случае нельзя в плоскость разъема вставлять рычаги (отвертку и т.д.), так
как при этом могут быть бе возвратно испорчены плоскости стыка половин
картера.
Выпрессовка коленчатого вала из левой половины картера производится в
следующем порядке.
1. Закрепить болты съемника в резьбовых отверстиях винтов крепления левой
крышки картера (рис. 119). При этом длинный болт должен быть завернут в
верхнее отверстие, так как в нем резьба начинается на расстоянии 10 мм от
плоскости разъема.

Рис. 119. Выпрессовка коленчатого вала из левой половины картера силового
агрегата

2. Равномерно и плавно ввинчивая болт съемника, выпрессовать коленчатый
вал из левой половины картера. При этом нужно следить, чтобы шатуны
коленчатого вала у двигателя "Ява-350" находились в мертвых точках, а левый
шатун был направлен строго вертика ьно вверх, иначе левый шатун можно
погнуть. Кроме этого, надо поддерживать коленчатый вал, чтобы он не упал.
Снятие звездочки вторичного вала коробки передач удобнее всего производить
до разборки картера после извлечения дисков сцепления из барабана. Механизм
выключения сцепления должен быть снят. В этом случае фиксация звездочки
вторичного вала осуществля тся фиксатором (см. рис. 112), вставленным в
барабаны сцепления при включенной прямой (четвертой) передаче.
Зафиксировав звездочку, нужно разогнуть лепестки стопорной шайбы под
гайкой звездочки и торцовым ключом 36 мм отвернуть гайку, после чего снять
шайбу, резиновый сальник и звездочку со шлицев вторичного вала. У моделей
более поздних выпусков резиновог сальника под шайбой нет.
Впрессовка вторичного вала коробки передач производится после разъединения
половин картера.
Сняв звездочку, нужно выбить через медную (текстолитовую, деревянную)
прокладку вторичный вал внутрь карьера.
Разборка коробки передач и механизма переключения передач производится
только после разъединения половин картера. Из раскрытого картера детали
необходимо вынимать в следующем порядке.
1. Извлечь вал вилок механизма переключения передач.
2. Вынуть промежуточный вал, чтобы при обратной установке поставить их на
то же место.
3. После снятия барабанов сцепления выбить через медную прокладку
первичный вал.
4. Вывинтить четыре винта кулисы механизма переключения и вынуть ее (в
правую сторону).
Если ремонт или замена кулисы переключения не нужны, ее можно с картера не
снимать.
Снятие сальников коленчатого вала и сальника звездочки вторичного вала
производится для замены изношенных сальников новыми. При этом, если картер
не разобран (и не будет разбираться), старые сальники нужно вынуть из
картера, зацепив их каким-нибудь к ючком изнутри.
На разобранном картере изношенные сальники выбиваются наружу выколоткой,
применяемой для их установки.
Выпрессовка из картера коренных подшипников коленчатого вали и подшипника
вторичного вали коробки передач производится для их замены. Приступая к
работе, следует помнить, что между сальниками и подшипниками находятся
стопорные кольца и канавки для ни , поэтому сальники и подшипники вынимаются
из половин картера в разные стороны: сальники - наружу, а изношенные
подшипники - внутрь картера.
Выпрессовка подшипников двигателя "Ява-350" производится в таком порядке.
1. Сняв сальник, специальными щипцами (можно приспособить для этой цели
круглогубцы, опилив концы их губок) вынуть стопорные кольца.
2. Укрепить универсальный съемник на одной из половин картера (как для
разъединения картера) и вставить в подшипник приспособление (рис. 120) для
выпрессовки (и запрессовки) подшипников. Затем ввинтить болт съемника до
упора в приспособление.

Рис. 120. Приспособление для установки и выпрессовки подшипников

3. Нагреть картер вместе с укрепленным съемником.
Все работы с нагретым картером выполняются в перчатках или с применением
сухой тряпки. Нагрев картер, выпрессовать подшипник внутрь картера.
Аналогично выпрессовывается коренной подшипник из другой половины картера
двигателя "Ява-350" и коренной подшипник из правой половины картера
двигателя "Ява-250" модели 353/04.
Выпрессовка внутреннего коренного подшипника из левой половины картера
двигателя моделей 353/04 и 559 производится следующим образом.
1. Вставив во внутреннюю обойму внутреннего подшипника приспособление(рис.
121),укрепить на левой половине картера универсальный съемник (как для
выпрессовки коленчатого вала) и ввернуть болт съемника до упора в
приспособление.

Рис. 121. Приспособление для выпрессовки коренных подшипников из картера
двигателя, применяемое совместно с универсальным съемником

2. Нагреть картер вместе с укрепленным съемником до 100°С.
3. Завинчивая воротком болт съемника, выпрессовать внутренний подшипник
внутрь картера.
Выпрессовка лабиринтного уплотнения и левого наружного коренного
подшипника производится только при их замене.
Следует учитывать, что левый наружный коренной подшипник изнашивается
значительно меньше внутреннего, так как смазывается маслом, находящимся в
коробке передач, а внутренний левый коренной подшипник, так же как и правый
коренной подшипник, смазываетс топливной смесью.
Как правило, левый наружный коренной подшипник и лабиринтное уплотнение
меняются не раньше, чем при второй замене внутреннего левого коренного
подшипника и коренного подшипника, расположенного в правой половине картера.
Выпрессовка левого наружного к ренною подшипника и лабиринтного уплотнения
производится следующим образом.
1. Специальными щипцами вынуть стопорное кольцо из картера.
2. Установить между наружным коренным подшипником и болтом универсального
съемника, укрепленного на картере, приспособление для выпрессовки (и
запрессовки) подшипников (см. рис. 120).
3. Нагреть картер до температуры 100°С (если он остыл).
4. Завинчивая болт съемника, выпрессовать лабиринтное уплотнение и
наружный коренной подшипник внутрь картера.
Выпрессовка бронзовых втулок промежуточного вала производится также после
нагревания картера. Изношенные бронзовые втулки (подшипники скольжения)
промежуточного вала выбиваются внутрь картера специально изготовленной
выколоткой.

к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021