КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

10. Головка цилиндра и степень сжатия


В заключение этого раздела скажем еще несколько слов о возможности возникновения ненормальной работы двигателя, вызванной применением топлива с низким октановым числом. Двигатели мотоциклов ЯВА отрегулированы на определенный сорт топлива, и использование несоответствующего топлива влияет на работу двигателя. Появляется склонность к детонации, а при больших тепловых нагрузках двигателя длительное время наблюдается детонация. Чувствуется жесткая работа двигателя, двигатель, как говорят, трясет. Длительная работа в таких условиях не способствует увеличению срока службы таких важных деталей, как коренные и шатунные подшипники, и кривошипно-шатунного механизма в целом. Для мотоциклов моделей 362, 623, 633 и 634 следует применять бензин с октановым числом не менее 90 [в ЧССР бензин «Специаль» («Special»), для других - бензин «Нормаль» («Normal»)]. Низкое качество топлива не так сказывается на работе двигателей рабочим объемом 350 см3 (в связи с относительно малым объемом камеры сгорания) по сравнению с двигателями с рабочим объемом 250 см3. Поэтому способы предотвращения ненормального горения топлива в цилиндре касаются только одноцилиндровых двигателей рабочим объемом 250 см3. Степень сжатия у них в зависимости от назначения отдельных моделей и их модификацией равна 7,5-8 и выше. Если при использовании низкосортного топлива проявляются упомянутые признаки детонации, как-то: «звон», жесткая работа и вибрация, то можно уменьшить степень сжатия с помощью кольцевой прокладки, устанавливаемой между поверхностями стыка цилиндра и головки. Тем самым объем камеры сгорания увеличивается, а степень сжатия уменьшается. Эти изменения следует делать в разумных пределах.
Зависимость между толщиной прокладки и степенью сжатия следующая (для сведения указана также величина объема камеры сжатия): . Толщина прокладки, мм....... О* 0,1 0.2 0.3 0,4 0,5 1,0 Степень сжатия ... 8 7.95 7.88 7 82 775 7 70 7 42 Объем камеры сгорания. CM3..... 35.5 35.83 36.16 36.50 36,83 37,16 38,8 * Без прокладки.
[табличка подправлена до нормального состояния – прим. Чеха ]
Из приведенных данных видно, что и небольшое изменение толщины прокладки довольно заметно влияет па степень сжатия. Следовательно, можно существенно уменьшить степень сжатия, применяя даже относительно тонкую прокладку, и устранить нежелательные явления в работе двигателя. С другой стороны, следует учитывать, что со снижением степени сжатия уменьшается одновременно и мощность. В данном случае это не может быть настолько решающим фактором, чтобы невозможно было с ним примириться для обеспечения продолжительной и безаварийной работы двигателя.
Прокладку, если решено ее применять, нужно изготовить очень тщательно. Внешний диаметр должен соответствовать диаметру выточки в головке, а внутренний диаметр должен быть равен диаметру цилиндра (65 мм), тогда прокладка не будет выступать в камеру сгорания. Если прокладка будет выступать, то ее раскаленный край может способствовать самовоспламенению топлива и тем самым детонации в двигателе, которая значительно повышает механические нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизма и тепловые нагрузки двигателя.
При монтаже головки с вложенной в нее прокладкой следует действовать осторожно. На стыковую поверхность в головке наносят пластичный смазочный материал, потом вкладывают прокладку в выточку. Прокладка прилипнет и при надевании головки на шпильки не вывалится. Когда головка сядет на цилиндр, на шпильки надевают шайбы и навинчивают гайки. Сначала все гайки слега подтягивают чтобы они только дошли до шайб. Потом торцовым ключом их немного затягивают, затем затягивают еще больше и, наконец, до конца. Это гарантирует равномерное прижатие головки и прокладки между головкой и цилиндром по всему периметру.
Материал для прокладки выбирают в соответствии с требуемой ее толщиной. Для прокладки малой толщины больше всего подходят медная или алюминиевая фольга, причем можно использовать сразу две таких прокладки. Для прокладок большей толщины применяют паронит или другой неметаллический материал, изготовленный на основе асбеста. Для изготовления прокладки целесообразно применять сверлильный станок с тонким резцом-ножом на оправке для вырезки колец, причем сначала кольцо вырезают по внутреннему диаметру, а потом по внешнему.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
КНИГИ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006