ТЕХНИКА
Модельный ряд ( 1946-1953 - 1954-1956 - 1957-1965 - 1966-1972 )

Модельный ряд техники завода Ява

Мотоциклы

С 1946 по 1974 годы было выпущено несколько десятков моделей мотоциклов Ява. В СССР мотоциклы Ява начали поставлять в 1957 году, поэтому более старые модели практически не представлены в нашей стране (редкое исключение составляют экземпляры, ввезенные гражданами лично). Мы постарались собрать информацию обо всех моделях, насколько это было возможно.
Для создания некоторой "структуры" информации о моделях мы попытались разделить их на группы.
К первой группе 46-53 были отнесены модели, официально не поставлявшиеся в нашу страну. Это мотоциклы Ява-500 (с четырехтактным верхнеклапанным двигателем), а также мотоциклы серии "Перак" (Ява-250) и "Огар" (ява-350). Двигатели последних двух моделей послужили основой всего последующего модельного ряда двухтактных мотоциклов Ява.
Ко второй группе 54-56 относятся несколько похожих моделей мотоциклов Ява с двухтактными двигателями 250 и 350 см3. За исключением крайне редкой модели Ява-250-спорт все они имеют весьма похожую конструкцию. Рамы, облицовки и ходовая часть практически одинаковые на всех моделях. Отличительной особенностью является замок зажигания, объединенный с амперметром и встроенный в бензобак, подушка седла в форме гитары.
Начиная с 1957 года, Чехи стали поставлять Явы в СССР. Бытует мнение, что вынужденное наращивание объема производства мотоциклов при этом негативно сказалось на их качестве. В самом деле, ряд деталей на мотоциклах выпуска после 1961 года (модели 559 и 354-06) были упрощены (и видимо удешевлены) по сравнению с более старыми: вместо кованой нижней траверсы стали ставить штампованную из двух половин, цельнохромированный бак уступил место окрашенному с хромированными накладками, руль стали хромировать только на его концах. Вместе с тем, формально мотоциклы были улучшены по сравнению со старыми "в связи с возросшей мощностью", скоростью и пр. Двигатель Явы-250 также пытались упростить, отказавшись от двух подшипников на левой стороне коленвала, но к счастью данная "оптимизация" не оправдалась и таких мотоциклов было выпущено не очень много.
Наиболее массовой "старушкой" в СССР стала двухцилиндровая модель 360-00 (65-74). Одних только этих мотоциклов было ввезено в нашу страну более миллиона штук. "Младшая сестра" Ява-250 559 также была широко распространена, но все "колясочники" склонялись к 350-ке.
Обеспечив себе устойчивый спрос (благодаря сотрудничеству с СССР и странами "третьего мира" - а Явы также поставлялись в Индию, Мексику, Китай), чехи получили возможность экспериментировать со своим модельным рядом. Многие из моделей были ориентированы на местные рынки, и поэтому не поставлялись к нам. Наиболее интересными и обсуждаемыми считаются модели "Кивачка-Автоматик" и "Калифорниан". Первая отличалась от своих современниц лишь узлом автоматического центробежного сцепления. Вторая же имела массу прогрессивных технических решений: система раздельной смазки двигателя (в конструкцию внедрены маслобак и масляный насос), более современный по сравнению со "старушками" дизайн ходовой части и двигателя, 18" колеса. В Европе и Азии данная модель не была представлена на массовых рынках.

Мопеды

Не обошли Чехословацкие мотостроители стороной и малокубатурную технику. Мопеды, мотороллеры и мокики выпускались в больших количествах параллельно с мотоциклами.
[напишите кто-нибудь про мопеды, а?]
Модельный ряд ( 1946-1953 - 1954-1956 - 1957-1965 - 1966-1972 )
ТЕХНИКА
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006