КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

XI. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И ЕЕ УЗЛЫ

Ходовая часть состоит из нескольких отдельных узлов. Основу ее составляет рама, на которой закреплены рулевая колонка и установленная в ней передняя телескопическая вилка. Сзади к раме шарнирно прикреплена задняя качающаяся вилка с задней подвеской. Следующий узел образуют колеса, и, наконец, самостоятельными узлами и деталями являются руль, бак, корпус фары, задняя облицовка, седло, ящики, грязевые щитки, ручки.

1. Одинарные и двойные рамы мотоциклов ЯВА

Если не принимать во внимание хребтовую раму мотоциклов ЯВА-250/623 и ЯВА-350/633, которую теперь, после испытания временем, можно считать лишь как не вполне успешный эксперимент, все модели мотоциклов ЯВА, начиная с 1945г. и вплоть до 1974г., имели одинарную трубчатую сварную раму из труб прямоугольного сечения. Такая рама проста по конструкции, технология ее изготовления несложна, а потому и стоимость рамы была невысокой. Из табл. 1 видно, что мощность двигателей с рабочим объемом 350см3, выпускавшихся в 1968-1974 гг., не превышала 16,2 кВт (22 л. с.), а максимальная скорость мотоцикла была практически не выше 130 км/ч. Таким условиям эксплуатации одинарная рама вполне соответствовала, и, более того (при простоте и невысокой стоимости), к ней можно было присоединить боковую коляску. Однако эксплуатация мотоцикла с коляской часто вызывала постепенную деформацию рамы, причем иногда до такой степени, что использовать мотоцикл без коляски уже было невозможно.
При езде на мотоцикле-одиночке со скоростью свыше 115 км/ч опытный водитель замечал, что мотоцикл начинало уводить от прямого направления в ту или другую сторону, и необходимо было выравнивать его движение рулевым управлением. На крутых изгибах дороги при езде с такой скоростью требовалось чрезвычайное внимание и необходим был опыт вождения. Причина этого заключалась в раме, жесткость и устойчивость которой были уже недостаточны, а также в небольшой ширине опоры задней качающейся вилки, втулка которой со временем изнашивалась, и у вилки появлялся нежелательный боковой зазор в горизонтальной плоскости.
Мы отметили некоторые особенности эксплуатации в экстремальных условиях мотоциклов ЯВА. Тем не менее анализ эксплуатационных свойств, который проводят работники опытного производства, показал, что для дальнейшего повышения мощности двигателя и предполагаемого увеличения скорости движения одинарная рама простой конструкции не подходит и что необходимо новое конструктивное решение рамы.
Попытка такого решения была сделана при создании новой рамы на моделях ЯВА-250/623 и ЯВА-350/633, которая была для этих мотоциклов аналогична. Однако рама была не закрытая, а открытая, хребтового типа. Такая конструкция была в то время обусловлена определенной кратковременной всемирной модой, которая, по крайней мере для мотоциклов с двигателями большего рабочего объема, быстро прошла и с технической точки зрения была логична. Эти рамы, ввиду сложной технологии изготовления, большой массы, трудного доступа к двигателю и, наконец, ввиду функционально не оправданной более короткой передней вилки, не вполне соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Мотоциклы с такими рамами спустя короткое время были сняты с производства.
Однако опыт эксплуатации мотоциклов с такими рамами, ремонт и обслуживание которых мы не рассматриваем, был весьма ценен и поучителен. Он показал, что и при непрерывном общем техническом прогрессе и развитии машин наземного транспорта следует соблюдать традиции марки и ее испытанные и перспективные принципы конструкции. Эти принципы были учтены при создании ходовой части современных моделей мотоциклов ЯВА-350/634. Подробное описание данной модели, включая описание рамы, уже сделано при обзоре развития мотоциклов этой марки. Следует добавить, что рама ходовой части мотоцикла мод. 634 не только удовлетворяет всем техническим требованиям, но и позволила выдержать эстетическое решение мотоцикла в целом в духе технически прогрессивных традиций марки ЯВА.
Рама-главная несущая деталь ходовой части. Рама закрытая, сваренная из труб. У одинарных рам мотоциклов старых моделей трубы прямоугольного сечения, у мотоцикла мод. 634 трубы рамы круглого сечения. При аварии возможны деформации или механические повреждения рамы, другие дефекты. Если после дорожной аварии возникают подозрения, что рама могла быть деформирована, то лучше затратить время на разборку мотоцикла и проверить раму. Проверяют раму на большой разметочной плите, на которой закрепляют подшипники рулевой колонки, а сзади раму поддерживают винтовыми стойками на высоте, соответствующей теоретической осевой плоскости рамы. Затем штангенрейсмасом определяют отклонения от теоретической плоскости в различных местах. Небольшие отклонения можно устранить и на холодной раме. Нагревать трубы и выправлять раму нагретую запрещается. Нагретые места коробит, структура металла изменяется, и прочность в любом случае уменьшается. Выправленную с нагревом раму необходимо было бы отжигать в печи, чтобы снять внутренние напряжения в металле.
Для безопасности движения следует во всех случаях значительно деформированную раму заменить новой. При тяжелой аварии мотоцикла в каком-нибудь месте рамы появится трещина (хотя вероятность этого очень мала). При такой неисправности следует совершенно четко знать: трещину в раме нельзя заваривать, так как в месте сварки или около нее труба обязательно треснет снова. При сварке металл тоже коробит, а его прочность нарушается и в окрестностях шва. Ездить на мотоцикле со сваренной рамой поэтому небезопасно, и органы дорожной инспекции имеют право запретить эксплуатацию такого мотоцикла. Разумный мотоциклист не будет поэтому пытаться выполнить такой ремонт - в интересах сохранения своего здоровья и жизни.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
КНИГИ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006