JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

17. ПОЛНАЯ РАЗБОРКА И СБОРКА ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ

РАЗБОРКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА

Предварительная подготовка перед полной разборкой намного облегчает работу. Поэтому прежде чем приступить к полной разборке силового агрегата, его необходимо снять с рамы мотоцикла и произвести следующие операции.
1. Снять правую крышку картера.
2. Снять статор и ротор генератора (см. стр. 200) и положить их так, чтобы они не были повреждены или запачканы при дальнейшей разборке силового агрегата.
3. Снять механизм выключения сцепления, отвинтив два болта и гайку, крепящие его к картеру, и извлечь из полости первичного вала шток выключения сцепления.
4. Очистить силовой агрегат от грязи и масла, обращая особое внимание на места соединения головок с цилиндрами, цилиндров с картером и на шлицы всех винтов, стягивающих картер. Шлицы винтов должны быть полностью, на всю глубину, очищены от грязи, так как только при этом условии и при наличии правильно заточенной отвертки можно приступать к разборке картера силового агрегата. Если пренебречь этой казалось бы мелочью, можно испортить шлицы винтов, а затем придется прибегать к необычным способам их извлечения (высверливание и другие приемы).
Снятие головок цилиндров производится следующим образом.
1. Отвинтить торцевым ключом гайки со шпилек цилиндра и удалить находящиеся под гайками шайбы.
2. Немного приподнять головку цилиндра. Если головка цилиндра не приподнимается (из-за взаимного пригорания головки, прокладки и цилиндра), то по ней нужно легко постучать деревянной киянкой. Затем, поместив между головкой и цилиндром рычаг (лучше широкий, чтобы не повредить головку), приподнять головку, наблюдая при этом за прокладкой из армированного асбеста, находящейся между головкой и цилиндром. Когда прокладка одной частью пригорела к головке, а другой - к цилиндру, ее нужно осторожно отделить ножом от цилиндра. Если в запасе есть новые прокладки, то эта предосторожность не нужна, так как при сборке лучше поставить новую прокладку.
3. Освободив прокладку по всей поверхности уплотнения с цилиндром, снять головку.
Аналогично снять вторую головку цилиндра у двигателя Ява-350.
Снятие цилиндров нужно производить в следующем порядке.
1. Опустить поршень в нижнюю мертвую точку.
2. Постучать деревянной киянкой по цилиндру, чтобы стронуть его с места.
3. Снять цилиндр, двигая его вверх без перекоса и направляя усилие строго вдоль шпилек. При этом нужно следить за прокладкой между цилиндром и картером. Если прокладка прилипла к цилиндру, ее следует отделить от него ножом. Прокладку цилиндров двигателя Ява-350 нужно оставить на картере, так как она изготовлена из одного куска картона для двух цилиндров.
Для облегчения снятия цилиндра можно применять рычаг с точкой опоры в средней части картера. Нельзя опирать рычаг на край охлаждающих ребер картера и на плоскость стыка цилиндра с картером, так как их можно повредить.
Прокладка от картера отделяется острым ножом с тонким лезвием. У двигателя Ява-350 прокладка отделяется после снятия второго цилиндра.
Снятие поршня следует производить в следующем порядке.
1. Установить поршень в верхнюю мертвую точку.
2. Круглогубцами или специальными щипцами снять стопорные кольца поршневого пальца.
3. Выпрессовать при помощи съемника поршневой палец из поршня (рис. 86) и снять поршень.


Рис. 86. Выпрессовка поршневого пальца.

Аналогично снять второй поршень у двигателя Ява-350.
Снятие компрессионных колец с поршня производится при помощи стальных полосок шириной 8-10 мм. Достаточно пользоваться тремя полосками, но удобнее снимать кольца, когда их четыре или пять. Для этого нужно сделать следующее.
1. Поместить все полоски между верхним кольцом и поршнем, а затем распределить их равномерно по окружности, установив две из них по концам кольца (рис. 87).


Рис. 87. Снятие поршневых колец при помощи стальных пластинок.

2. Действуя пальцами обеих рук, равномерно передвигать кольцо вверх до полного снятия его с поршня.
Таким же способом снимаются остальные кольца.
Разборка моторной передачи и сцепления производится следующим образом.
1. Отвернуть пять болтов (задний одновременно крепит колено маслопровода), крепящих левую крышку к картеру.
2. Вставить в углубление, имеющееся в передней части крышки картера, какой-либо рычаг. Потянув за вал с рычагом, осторожно, помогая рычагом, вставленным в переднюю часть крышки, отделить крышку от картера вместе с валом. Вынуть возвратную цилиндрическую пружину вала, которая обычно остается в углублении на конце вала рычага переключения передач или в середине вала механизма переключения.
3. Если нужно, снять рычаг переключения передач (он же рычаг пускового механизма), полностью вывинтив стяжной болт.
4. Вынуть вал рычага переключения передач из крышки картера.
5. Сжав ключом пружину сцепления (рис. 88), вынуть стопорный штифт. При этой операции на второй конец ключа нужно намотать тряпку, чтобы губки ключа не врезались в руку. Нажимать следует строго перпендикулярно дискам сцепления, иначе ключ соскочит. Аналогично вынимаются другие штифты.


Рис. 88. Снятие стопорных штифтов пружин муфты сцепления.

6. Освободив все три штифта, вынуть пружины со стаканами, диски сцепления и извлечь нажимной шток с грибком.
7. Зафиксировать звездочку, вставив в барабаны сцепления фиксатор (рис. 89) или вставив деревянный брусок между моторной цепью и звездочкой так, чтобы при отворачивании гайки с коленчатого вала брусок заклинился между цепью и звездочкой, и отвинтить гайку.


Рис. 89. Фиксация звездочки коленчатого вала и барабанов сцепления.

8. Разогнуть стопорную шайбу под гайкой сцепления.
9. Вставить в барабан стопорный диск (рис. 89) и торцевым ключом 19 мм отвинтить гайку сцепления.
10. Снять ведомый барабан сцепления со шлицев первичного вала. Если барабан сидит на шлицах вала туго, его можно снять при помощи съемника или рычага-отвертки, вставленной между барабанами через боковой паз ведущего (наружного) барабана.
11. Вынуть распорную втулку из ведущего барабана сцепления.
12. Поворачивая ведущий барабан сцепления и звездочку коленчатого вала вместе с моторной цепью, снять ведущий барабан сцепления и моторную цепь.
13. При помощи съемника (рис. 93) снять звездочку с цапфы коленчатого вала.
Снятие пускового механизма производится следующим образом.
1. Вывинтить три винта, крепящие площадку к картеру.
2. Осторожно выведя конец спиральной возвратной пружины из гнезда, отделить площадку с сектором и возвратной пружиной от картера.
Разборка механизма выключения сцепления производится, как рекомендуется ниже. (Снятие см. стр. 211.)
Полная разборка производится в следующем порядке.
1. Вывинтить винт у основания пружины, фиксирующей регулировочный винт, и отсоединить пружину.
2. Вывинтить регулировочный винт и вынуть шарик, находящийся под ним.
3. Вывинтить три винта с внутренней стороны опорной площадки и отделить ее от корпуса механизма выключения.
4. Выбить оси рычагов при помощи бородка и снять рычаги.
5. Снять ролик рычага автоматического выключения сцепления с рычага (после снятия фиксирующей защелки).
Снятие кулачка автоматического выключения сцепления следует производить следующим образом.
1. Бородком выбить штифт. Выбивать нужно снизу вверх (рис. 90), так как штифт конический.


Рис. 90. Выбивание фиксирующего штифта кулачка автоматического выключения сцепления

2. Снять кулачок с вала.
Если между кулачком и картером на валу имеются регулировочные (дистанционные) шайбы (шайба), их обязательно нужно сохранить и установить на место при сборке.
Снятие вала механизма переключения передач нужно производить в следующем порядке. Сняв с правого конца вала кулачок автоматического выключения сцепления, вынуть вал вместе с собачками. Для облегчения этой операции можно использовать стальную пластину (рис. 91). Помимо удобства эта пластинка предохраняет собачки и пружины от выскакивания ("выстреливания") из вала.


Рис. 91. Демонтаж вала механизма переключения передач при помощи стальной пластины

После извлечения вала из картера нужно вынуть из него собачки и пружины.
Разборка картера силового агрегата производится следующим образом.
Картер следует разбирать только в случае крайней необходимости. При разборке следует помнить, что для замены коленчатого вала или коренных подшипников нужно выпрессовать коленчатый вал из обеих половин картера, а для ремонта коробки передач достаточно снять только правую половину картера. Следовательно, и подготовительные операции при этом будут различные. Перед снятием только правой половины картера достаточно выполнить подготовительные операции, описанные для правой стороны, а перед выпрессовкой коленчатого вала из левой половины нужно выполнить подготовительные операции, описанные для обеих сторон.
Перед снятием правой половины картера необходимо сделать следующие подготовительные операции.
1. Снять карбюратор и прокладки (бумажные и термоизоляционную).
2. У двигателя Ява-350 снять цилиндры с головками и прокладку под цилиндрами, у двигателя Ява-250 снять головку, цилиндр, прокладку.
3. У двигателя Ява-350 снять правый поршень (у двигателя Ява-250 поршень снимать не требуется).
4. Снять механизм выключения сцепления и вывинтить стойку из картера.
5. Снять удлинитель кожуха цепи.
6. Снять с вала механизма переключения передач кулачок механизма автоматического выключения сцепления.
7. Снять генератор (статор и ротор).
8. Тщательно очистить поверхность картера под механизмом выключения сцепления от грязи и масла, в противном случае во время разборки грязь может попасть в картер.
9. Выбить выколоткой две направляющие (установочные) втулки (рис. 92), расположенные в передней и задней частях картера до выхода их из одной половины картера.


Рис. 92. Выбивание установочных втулок из картера

10. У двигателя Ява-350 ослабить или вывинтить два винта, фиксирующих разделительную перегородку коленчатого вала в картере. Винты находятся на линии разъема: передний - рядом с верхним передним отверстием крепления двигателя к раме, задний - под фланцем для крепления карбюратора.
11. Тщательно очистить шлицы винтов, стягивающих половины картера.
12. Хорошо подготовленной отверткой вывинтить все винты, стягивающие половины картера.
Перед выпрессовкой коленчатого вала из левой половины картера нужно сделать следующее.
13. Снять левый поршень (у двигателя Ява-350).
14. Снять барабаны сцепления и моторную передачу (звездочку с коленчатого вала и цепь).
15. Снять сектор пускового механизма и вынуть вал переключения передач из картера.
Следует запомнить, что половины картера стягивают кроме винтов, предназначенных только для этой цели, стойка механизма выключения сцепления и один из винтов (длинный), крепящих к картеру удлинитель кожуха цепи.
Снятие правой половины картера производится следующим образом.
1. Используя резьбу отверстий для болтов крепления генератора, укрепить на картере съемник (рис. 93).


Рис. 93. Универсальный съемник:
а - основная пластина и болт; б - втулки и винты для установки съемника на левую половину картера силового агрегата; в - втулки и винты для установки на левую половину картера силового агрегата; г - захваты для снятия звездочки коленчатого вала; д - схема установки захватов на основную пластину съемника

2. Равномерно и плавно ввинчивая болт съемника, разъединить половины картера (рис. 94). При этом необходимо следить, чтобы шатуны коленчатого вала у двигателя Ява-350 находились в мертвых точках (один в верхней, другой в нижней). У двигателя Ява-250 шатун при этом может находиться в любом положении.


Рис. 94. Установка съемника на правую половину картера силового агрегата

Если картер будет разъединяться с перекосом, его нужно выровнять руками или осторожными ударами деревянной киянки по задней части картера. Ни в коем случае нельзя в плоскость разъема вставлять рычаги (отвертку и т. п.), так как при этом могут быть безвозвратно испорчены плоскости стыка половин картера.
Выпрессовка коленчатого вала из левой половины картера производится в следующем порядке.
1. Закрепить болты съемника в резьбовых отверстиях винтов крепления левой крышки картера (рис. 95). При этом длинный болт должен быть завернут в верхнее отверстие, так как в нем резьба начинается на расстоянии 10 мм от плоскости разъема.


Рис. 95. Выпрессовка коленчатого вала из левой половины картера силового агрегата

2. Равномерно и плавно ввинчивая болт съемника, выпрессовать коленчатый вал из левой половины картера. При этом нужно следить, чтобы шатуны коленчатого вала у двигателя Ява-350 находились в мертвых точках, а левый шатун был направлен строго вертикально вверх, иначе левый шатун можно погнуть.
Снятие звездочки вторичного вала удобнее всего производить до разборки картера после извлечения дисков сцепления из барабана. Механизм выключения сцепления должен быть снят. В этом случае фиксация звездочки вторичного вала осуществляется фиксатором (рис. 89), вставленным в барабаны сцепления при включенной прямой (четвертой) передаче.
Зафиксировав звездочку, нужно разогнуть лепестки стопорной шайбы под гайкой звездочки и торцевым ключом 36 мм отвернуть гайку, после чего снять шайбу, резиновый сальник и звездочку со шлицев вторичного вала.
Выпрессовка вторичного вала производится после разъединения половин картера.
Сняв звездочку, нужно выбить через медную (текстолитовую, деревянную) прокладку вторичный вал внутрь картера.
Разборка коробки передач и механизма переключения передач производится только после разъединения половин картера. Из раскрытого картера детали необходимо вынимать в следующем порядке,
1. Извлечь вал вилок механизма переключения передач.
2. Вынуть промежуточный вал, шестерни и вилки механизма переключения.
3. После снятия барабанов сцепления выбить через медную прокладку первичный вал.
4. Вывинтить четыре винта кулисы механизма переключения и вынуть ее (в правую сторону). Если ремонт или замена кулисы переключения не нужны, ее можно с картера не снимать.
Снятие сальников коленчатого вала и сальника звездочки вторичного вала производится для замены изношенных сальников новыми. Для этого старые сальники нужно вынуть из картера, зацепив их каким-нибудь крючком изнутри.
Выпрессовка из картера коренных подшипников коленчатого вала и подшипника вторичного вала коробки передач производится для их замены. Приступая к работе, следует помнить, что между сальниками и подшипниками находятся стопорные кольца, поэтому сальники и подшипники вынимаются из половин картера в разные стороны: сальники - наружу, а изношенные подшипники - внутрь картера. Выпрессовку подшипников двигателя Ява-350 следует производить в таком порядке.
1. Сняв сальники, специальными щипцами вынуть стопорные кольца.
2. Укрепить универсальный съемник (как для разъединения половин картера) и вставить приспособление (рис. 96) для выпрессовки (и запрессовки) подшипников. Затем ввинтить болт съемника до упора в приспособление.


Рис. 96. Приспособление для выпрессовки подшипников

3. Нагреть картер вместе с укрепленным съемником в кипящей воде, затем выпрессовать подшипники внутрь картера. Если приспособления нет, то, нагрев картер, подшипники выбивают специально изготовленной выколоткой. Нагревать картер при выпрессовке подшипников нужно обязательно.
Аналогично выпрессовывается коренной подшипник из другой половины картера двигателя Ява-350 и коренной подшипник из правой половины картера двигателя Ява-250.
Выпрессовка коренных подшипников из левой половины картера двигателя Ява-250 производится следующим образом.
1. Вставив во внутреннюю обойму внутреннего подшипника приспособление (рис. 97), укрепить на левой половине картера универсальный съемник (как для выпрессовки коленчатого вала) и ввернуть болт съемника до упора в приспособление.


Рис. 97. Приспособление для выпрессовки коренных подшипников из картера двигателя, применяемое вместе с универсальным съемником

2. Нагреть картер вместе с укрепленным съемником в кипящей воде.
3. Завинчивая воротком болт съемника, выпрессовать подшипник внутрь картера.
4. Специальными щипцами вынуть стопорное кольцо из картера.
5. Установить между наружным коренным подшипником и болтом универсального съемника приспособление для выпрессовки (и запрессовки) подшипников.
6. Охладить картер до температуры окружающего воздуха (если он был нагрет).
7. Завинчивая болт съемника, выпрессовать лабиринтное уплотнение и наружный коренной подшипник внутрь картера.
Выпрессовка бронзовых втулок промежуточного вала производится после нагревания картера. Изношенные бронзовые втулки (подшипники скольжения) промежуточного вала выбиваются внутрь картера.

СБОРКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА

Предварительная подготовка перед сборкой силового агрегата включает в себя следующие операции.
1. Все детали, находящиеся в картере, нужно тщательно проверить; изношенные или поврежденные заменить новыми.
2. Проверить поверхности стыка обеих частей картера. Если необходимо, то нужно подровнять их. При этом следует учесть, что небольшое углубление на плоскости перед соединением половин картера легко заполнить лаком с наполнителем, в то время как выступ не дает плотно стянуть половины картера. Образовавшаяся при этом щель нарушит герметичность картера. Щель в разъеме картера образуется и в том случае, если снять много металла при ликвидации выступа.
3. Перед сборкой все детали силового агрегата, в том числе и половины картера необходимо тщательно промыть в бензине и просушить. Ключи, отвертки и другие инструменты, применяемые при сборке, тоже должны быть вымыты в бензине и высушены.
4. Подготовленные к сборке детали нужно положить на покрытый чистой бумагой верстак. После этого можно приступить к сборке.
Сборка половин картера производится в следующем порядке.
1. В одну из половин картера запрессовать направляющие втулки так, чтобы они на 1-2 мм выступали над плоскостью разъема картера.
2. В гнезда подшипников вставить стопорные кольца, следя за тем, чтобы они не перекрывали канавки для смазки.
3. У двигателя Ява-350 нагреть обе половины картера.
Для облегчения установки подшипников наружные обоймы их нужно смазать маслом, применяемым для смазки двигателя.
Вставить в гнезда картера подшипники и специальной оправкой осадить их до упора в стопорные кольца.
Аналогично устанавливается коренной подшипник в правую половину двигателя Ява-250.
В двигателе Ява-250 на левой цапфе сальника нет, а имеется лабиринтное уплотнение, которое установлено между подшипниками.
Для установки лабиринтного уплотнения и коренных подшипников в левую половину картера двигателя Ява-250 нужно проделать следующее:
1. вставив стопорное кольцо, нагреть левую половину картера над пламенем газовой горелки обязательно через "распылитель пламени" до 100-110°;
2. надев лабиринтное уплотнение на оправку и смазав посадочную поверхность маслом, точным и быстрым движением посадить его в гнездо картера до упора в стопорное кольцо. Если лабиринтное уплотнение не дошло до конца, что возможно при недостаточном нагреве картера, следует немедленно попытаться дослать его до конца, легко ударяя по оправке молотком или киянкой. Если это не удается, нужно укрепить на картере универсальный съемник и посадить уплотнение на место, используя приспособление для его выпрессовки. Это приспособление служит для запрессовки коренных подшипников коленчатого вала.
3. Если лабиринтное уплотнение сразу же вошло до упора в стопорное кольцо и картер не успел еще охладиться, вставить коренные подшипники. Картер во время установки коренных подшипников в левую половину нужно держать в вертикальном положении или использовать для фиксации вставленного подшипника приспособление, иначе один из подшипников (находящийся снизу) будет вываливаться из картера.
4. В правую часть картера вставить вторичный вал 10 (рис. 41) и осадить его киянкой или обыкновенным молотком через медную прокладку до упора в подшипник.
5. В левую часть картера вставить первичный 7 и промежуточный 5 валы.
6. Проверить осевой люфт валов коробки передач. Для проверки необходимо временно, но тщательно соединить половины картера несколькими винтами. Затем проверить осевой люфт валов. Оба вала должны легко вращаться: первичный вал без осевого люфта, а промежуточный вал с осевым люфтом 0,2-0,3 мм. Величину осевого люфта промежуточного вала легко определить, двигая вал рукой вдоль его оси.
Для проверки осевого люфта первичного вала перед временной сборкой картера нужно осадить вал до упора в левый подшипник и сделать на левом конце вала риску. Затем, собрав картер, попытаться сдвинуть вал вправо, легко ударяя молотком через медную прокладку по его левому торцу, после чего строго аналогичным способом вновь нанести на вал риску.
Разобрав картер, осмотреть риски. Если они расположены на некотором расстоянии друг от друга, значит, вал имеет люфт, равный расстоянию между ними.
Осевой люфт более 0,3 мм у промежуточного вала и осевой люфт первичного вала устраняются установкой стальных дистанционных шайб на левом конце валов (между подшипником и валом).
Проверив осевой люфт и легкость вращения валов, подобрать, если это необходимо, дистанционные шайбы, собрать картер и вновь тщательно проверить осевой люфт валов. Затем разобрать картер.
Установка коленчатого вала в левую половину картера производится следующим образом.
1. Левую цапфу коленчатого вала слегка смазать маслом, применяемым для смазки двигателя.
У двигателя Ява-350 ввернуть винты в среднюю разделительную перегородку коленчатого вала.
2. Вновь нагреть до 100-110° С у двигателя Ява-350 и до 60-80° С у двигателя Ява-250 левую часть картера и посадить в нее коленчатый вал.
При установке коленчатого вала среднюю разделительную перегородку повернуть таким образом, чтобы ее винты расположились против соответствующих пазов в половинах картера. Шатуны во время установки коленчатого вала в картер у двигателя Ява-350 должны обязательно находиться в мертвых точках (верхней головкой вверх). У двигателя Ява-250 шатун может не быть в мертвой точке, но обязательно должен быть расположен верхней головкой вверх.
Сборка коробки передач производится в следующем порядке.
1. Установить кулису механизма переключения передач в картер, завинтить четыре винта, крепящие кулису к картеру, и закернить их.
2. Повернуть кулису переключения передач в положение включения третьей передачи.
3. Осадить первичный вал (рис. 41) до упора в подшипник.
4. Установить на первичный вал ведущую шестерню 8 второй передачи (17 зубьев) и вставить вилку переключения передач.
5. Установить на первичный вал ведущую шестерню 9 третьей передачи (20 зубьев) и вилку переключения передач.
6. Вставить вал вилок в отверстия вилок и кулисы.
7. Вставить в картер ведомую шестерню 2 первой передачи (24 зуба).
8. Установить в вилки ведомую шестерню 3 второй передачи (19 зубьев), а потом ведомую шестерню 4 третьей передачи (16 зубьев).
9. Вставить в ведомые шестерни 4, 3 и 2 промежуточный вал 5.
10. Проверить действие коробки передач, последовательно включая при помощи специального ключа (рис. 98) все передачи.


Рис. 98. Проверка работы коробки передач при помощи специального ключа

Если специального ключа нет, то для проверки работы коробки передач можно временно установить вал механизма переключения передач с собачками и вал рычага переключения передач с левой крышкой картера и рычагом переключения передач.
Убедившись в нормальной работе механизма переключения и шестерен коробки передач, установить нейтральное положение и производить дальнейшую сборку картера.
Временно установленные детали (левую крышку картера с деталями) нужно снять перед сборкой моторной передачи и сцепления.
Соединение половин картера производится следующим образом.
1. Перед соединением половин картера приготовить уплотняющий состав, состоящий из бакелитового лака с алюминиевым наполнителем (пудрой).
2. Нагреть правую часть картера. Пока нагревается правая часть картера, нанести уплотняющий состав на плоскость стыка левой части картера.
3. Установить шатуны в мертвые точки и быстро (пока не успела нагреться средняя разделительная перегородка коленчатого вала) соединить половины картера.
4. Не стягивая винтами части картера, вставить и выровнять средний вкладыш (у двигателя Ява-350).
5. Пользуясь выколоткой, забить направляющие втулки в обе части картера.
6. Стянуть картер винтами, действуя равномерно по всему периметру картера и постепенно увеличивая усилие затяжки винтов.
7. Затянуть два винта, фиксирующих разделительную перегородку коленчатого вала.
Установка сальников коленчатого вала в гнезда картера производится различными способами. Сальник правой цапфы коленчатого вала всегда устанавливается на место легко и точно. Для установки сальника левой цапфы коленчатого вала на двигателе Ява-350 требуется специальное приспособление (оправка), изображенное на рис. 99, так как при установке левого сальника без оправки бывают случаи, когда рабочая кромка сальника в момент перехода через уступ цапфы выворачивается, и кольцевая пружинка выскакивает из своей канавки на цапфу вала, что, безусловно, недопустимо. Ниже описан один из способов установки сальников.


Рис. 99. Приспособление для установки сальника левой цапфы коленчатого вала

1. Руками надеть сальник на вал и вставить в гнездо картера.
2. Осадить сальник до его упора в стопорное кольцо, легко ударяя молотком по оправке либо по деревянному бруску, переставляемому по торцу сальника как можно ближе к наружному диаметру. Запрессовывая сальник, нужно следить за тем, чтобы он входил в гнездо ровно, без перекоса.
Установка сальника звездочки вторичного вала производится следующим образом.
1. Руками установить сальник в гнездо картера.
2. Осадить сальник до упора в стопорное кольцо, легко ударяя молотком по оправке либо по деревянному бруску, переставляемому по торцу сальника.
Установка поршня производится в следующем порядке.
1. Нагреть поршень в кипящей воде в течение 3-5 мин.
2. Пока нагревается поршень, смазать маслом поршневой палец и втулку головки шатуна.
3. Вставить в палец оправку II (рис. 100).


Рис. 100. Оправка для установки поршневого пальца

4. Взять горячий поршень (через сухую толстую тряпку) за днище и установить его на шатун с помощью оправки I. При этом не перепутать левый и правый поршни у двигателя Ява-350. Стрелка на днище поршня должна быть обращена вперед (по ходу мотоцикла).
5. Придерживая поршень рукой (через тряпку), быстро втолкнуть палец в поршень до упора оправки II в юбку поршня. Если палец не дошел до конца (оправка II не уперлась в юбку поршня), нужно вынуть оправки I и II. Вставить в поршень стопорное кольцо поршневого пальца и при помощи съемника поршневого пальца дослать палец до упора в стопорное кольцо.
6. Вставить стопорные кольца поршневого пальца в канавки поршня. Аналогично установить второй поршень двигателя Ява-350.
Установка цилиндра производится следующим образом.
1. Установить на картер двигателя картонную прокладку, предварительно пропитанную маслом, применяемым для смазки двигателя. Прокладка не должна выступать в полость продувочных каналов, в противном случае излишек картона следует обрезать по контуру канала.
2. Установить поршень в положение верхней мертвой точки и закрепить его в этом положении на картере, вставив в продувочное окно деревянный брусок.
3. Установить поршневые кольца так, чтобы положение их замков было согласовано с положением стопорных штифтов.
4. Смазать зеркало цилиндра маслом, применяемым для двигателя. При установке цилиндра нужно внимательно следить за правильным положением колец, замки которых обязательно должны находиться против стопорных штифтов. В случае несоблюдения этого правила и применения для установки цилиндра большой силы возможна поломка компрессионных колец.
5. Одной рукой сжать верхнее поршневое кольцо (стопорный штифт поршня при этом должен находиться в замке кольца), а другой рукой надеть цилиндр на поршень.
6. Таким же образом, последовательно сжимая второе и третье кольца, надвинуть цилиндр на поршень.
7. Вынув из окон поршня фиксирующий брусок, вставить цилиндр в картер.
8. Провернув коленчатый вал (за ведущую звездочку или рычагом кик-стартера, если собрана моторная передача и сцепление), убедиться в свободном движении поршня в цилиндре. Аналогично установить второй цилиндр двигателя Ява-350.
Установка головки цилиндра производится следующим образом.
1. Вложить в головку прокладку.
2. Установить головку на шпильки цилиндра и опустить ее до соединения с цилиндром, следя при этом за положением прокладки, которая должна находиться в углублении головки.
3. Надеть на шпильки шайбы и навернуть на шпильки гайки.
4. Затянуть гайки на шпильках, при этом постепенно и равномерно увеличивая силу затяжки и соблюдая следующий порядок затяжки: 1-й раз - 1, 2 и 3-ю гайки; 2-й раз - 3, 2 и 1-ю гайки; 3-й раз - 1, 2 и 3-ю гайки и т. д.
Аналогично установить вторую головку двигателя Ява-350.
У двигателя Ява-250 затяжку гаек надо производить крест-накрест.
Установка генератора производится следующим образом.
1. Установить ротор генератора на цапфу коленчатого вала так, чтобы шпонка правильно вошла в паз ротора.
2. Вставить кулачок прерывателя в гнездо ротора.
3. Придерживая рукой ротор, вставить и ввинтить болт, крепящий ротор и кулачок на цапфе коленчатого вала (не забыть установить на болт шайбу).
4. Установить статор генератора на картере.
Для установки равномерного по всей окружности зазора между ротором и башмаками статора можно воспользоваться 3-4 пластинками меди или латуни, толщиной 0,15-0,20 мм, которые следует поместить между ротором и башмаками статора, распределив их равномерно по окружности ротора. Чтобы вставить, а затем вынуть пластинки, со статора нужно снять основание прерывателя.
5. Вставив пластинки, равномерно затянуть два болта, крепящих статор к картеру, после чего полоски вынуть, потянув пассатижами за торчащие концы.
6. Затянув болты, проверить зазор между ротором и полюсными башмаками статора. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности.
Установка механизма выключения сцепления производится следующим образом.
1. Вывернуть регулировочный винт и вынуть шарик из механизма выключения.
2. Установить механизм выключения сцепления на картер, завернуть, не затягивая два болта и гайку. Не забыть поставить шайбы.
3. Вставить нажимной шток сцепления в отверстие первичного вала так, чтобы один его конец выступал из механизма выключения сцепления.
4. Двигая основание механизма выключения сцепления, установить механизм на картере так, чтобы нажимной шток находился в центре отверстия для регулировочного винта. Сохраняя установленное положение, полностью затянуть два болта и гайку, крепящие основание механизма выключения сцепления к картеру.
5. Протолкнуть шток выключения сцепления, набить консистентной смазки во втулку, вложить во втулку шарик и ввернуть регулировочный винт.
Установка вала механизма переключения передач производится следующим образом.
1. Вставить пружины и собачки в вал.
2. При помощи стальной пластины вставить вал на место (рис. 91).
Установка кулачка механизма автоматического выключения сцепления производится в следующем порядке.
1. Установить кулачок на вал механизма переключения передач, вставить штифт (сверху вниз) и проверить осевой люфт вала. Вставлять штифт нужно конусом вниз, так как нижнее отверстие в кулачке имеет диаметр меньше верхнего. Осевой люфт вала (зазор между картером и кулачком) должен быть 0,2-0,3 мм. Если зазор больше, на вал следует установить дистанционную шайбу (или шайбы).
2. Проверив зазор и при необходимости подобрав дистанционные шайбы, забить штифт до упора и вновь проверить осевой люфт вала.
Установка пускового механизма производится следующим образом.
1. Приблизив пусковой механизм к картеру и немного сжав возвратную пружину, вставить ее конец в картер двигателя.
2. Установить площадку сектора на картер.
3. Вставить и затянуть три винта (с шайбами).
Сборка сцепления, моторной передачи и установка звездочки вторичного вала производятся в следующем порядке.
1. Установить на первичный вал регулировочную шайбу.
2. Надеть моторную цепь на звездочку наружного барабана сцепления и на звездочку коленчатого вала.
3. Надеть ведущий барабан сцепления на первичный вал, а ведущую звездочку на цапфу коленчатого вала.
4. Вставить в барабан сцепления (одеть на первичный вал) распорную втулку.
5. Надеть на шлицы первичного вала ведомый (внутренний) барабан сцепления, фиксирующую шайбу и навинтить гайку.
6. Вставить в барабан сцепления фиксирующее приспособление, торцевым ключом затянуть гайку, а затем загнуть фиксирующую шайбу на грань гайки. Фиксирующее приспособление оставить в барабанах.
7. Поставить пружинную шайбу на цапфу коленчатого вала и навинтить гайку.
8. Застопорив звездочку и моторную цепь фиксатором сцепления или деревянным бруском, затянуть гайку звездочки коленчатого вала.
9. Установить звездочку вторичного вала. Для этого: 1) установить звездочку на шлицы вторичного вала; 2) установить резиновый сальник; 3) поставить стопорящую шайбу и навинтить на вторичный вал гайку; 4) включить в коробке передач прямую (четвертую) передачу и, застопорив сцепление приспособлением, торцевым ключом затянуть гайку звездочки; 5) законтрить гайку, загнув лепестки шайбы.
10. Вставить нажимной грибок в полость первичного вала, а диски сцепления (ведущие и ведомые через один) в барабаны, стаканы с пружинами и шайбами надеть на штыри барабана сцепления.
11. Нажимая ключом на шайбы пружин, вставить стопорные штифты пружин в отверстия штоков (рис. 88).
12. Вставить цилиндрическую пружину в вал рычага переключения передач (он же вал рычага пускового механизма). Вставить вал во втулку сектора пускового механизма и в вал механизма переключения передач и повернуть вал рычага переключения передач и пускового механизма в положение запуска двигателя.
13. Закрыть картер крышкой, поместив между ними картонную прокладку. Вставить и завинтить четыре винта, крепящих крышку картера. Пятый (задний) винт, крепящий и колено маслопровода, завинтить после установки двигателя на раму и установки колена маслопровода на штуцер грибка-маслопровода оси задней качающейся вилки.

ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА

Разборка гидравлического амортизатора и пера передней вилки производится в нижеприведенной последовательности. Гидравлический амортизатор передней вилки можно вынуть из пера, не разбирая вилку. Для извлечения гидравлического амортизатора из пера необходимо сделать следующее.
1. Снять верхнюю часть кожуха фары, переднее колесо и грязевой щиток колеса.
2. Вывинтить верхнюю резьбовую пробку 6 (рис. 59) из основной трубы пера вилки.
3. Вывинтить болт-пробку, расположенную снизу подвижного наконечника пера, и слить масло.
4. Взяв за пробку 6, вытянуть вверх шток 11 вместе с корпусом амортизатора.
5. Вынуть резиновую пробку из верхней резьбовой, пробки пера.
6. Торцевым ключом отвинтить контргайку 8 штока 11.
7. Отвинтить пробку 6 от штока 11.
8. Снять маслоотражательные шайбы 9.
9. Осторожно закрепить корпус 27 амортизатора в тиски и отвинтить головку 5 со штифтом. Головку можно отвинчивать ручными тисками или пассатижами.
Разборка корпуса требует осторожности, так как его можно повредить (помять в тисках).
10. Зажать шток 11 в тиски с алюминиевыми губками, отвинтить гайку 30 на конце штока и снять поршень 29 и направляющую втулку 28 поршня.
Полная разборка пера вилки производится после того, как из него вынут гидравлический амортизатор, а само перо вынуто из мостиков вилки (см. стр. 207).
После извлечения пера из мостиков необходимо сделать следующее.
1. Снять с основной трубы пера резиновую прокладку 12 (рис. 59), кожух 19 и пружину 13.
2. Вставить в отверстие для оси специально изготовленный вороток (можно использовать старую или специально для этого приобретенную ось колеса) или зажать проушину наконечника в тисках с мягкими накладками на губках и отвинтить гайку с сальником.
3. Снять подвижный наконечник с основной трубы пера.
4. С нижнего конца основной трубы пера снять стопорное кольцо 32 (рис. 59).
5. Используя специальный съемник (рис. 101), снять с основной трубы пера бронзовые втулки 31 и 21 (рис. 59) и находящуюся между ними распорную втулку 22. Если съемника нет, нужно равномерно нагреть втулки, например, паяльной лампой, после чего они легко снимутся с трубы.


Рис. 101. Снятие бронзовых втулок частью, ввернутый в корпус неподвижной трубы пера передней амортизатора (см. стр. 128) вилки при помощи съемника

6. Снять с основной трубы втулку 20 подвижного наконечника. Перемещая вниз и действуя при этом осторожно, чтобы не повредить кромки сальника, снять прокладку 17 и гайку с сальником. Нельзя снимать гайку с сальником, двигая ее вверх по основной трубе.
Сборка гидравлического амортизатора и пера передней вилки производится следующим образом.
1. Закрепить шток амортизатора в тисках с мягкими накладками на губках, надеть на него направляющую 28 и поршень 29 (рис. 59). Завернув гайку 30, закрепить ее на штоке.
После сборки зазор между направляющей и поршнем должен быть в пределах от 0,6 до 0,8 мм.
2. Зажать корпус 27 амортизатора в тисках и вставить в него шток с поршнем. Затем завернуть головку 5 корпуса.
3. Установить амортизатор в подвижный наконечник пера. При этом штифт 4, расположенный на головке корпуса амортизатора, должен войти в отверстие в нижней части наконечника. Для облегчения попадания штифта в отверстие можно использовать длинный болт М6 с короткой резьбовой частью, ввернутый в корпус амортизатора.
4. Установив штифт корпуса амортизатора в отверстие, вывернуть вспомогательный болт и аккуратно (чтобы не сбить установленное положение корпуса) завернуть вместо него болт-пробку 1. Проверить, правильно ли установлен корпус амортизатора. Корпус амортизатора должен быть установлен без перекоса относительно внутренних стенок наконечника пера.
5. Установить на шток маслоотражательные шайбы 9.
6. Отложить наконечник в сторону так, чтобы в него не попала грязь, и чтобы он не мешал при дальнейшей работе.
7. На нижнюю (шлифованную) часть основной трубы осторожно надеть гайку-сальник и фибровую прокладку 17, затем бронзовую втулку 20 наконечника пера.
8. Бронзовые втулки 21 и 31 основной труби перед установкой нагреть паяльной лампой или в пламени газовой горелки.
Вначале нагреть и установить одну бронзовую втулку 21, затем установить распорную втулку 22. После этого нагреть и установить вторую бронзовую втулку 31, а затем стальное стопорное кольцо 32.
При установке нагретых втулок нужно действовать достаточно быстро. Если втулка не села на место, нужно немедленно энергично осадить ее до упора специальной оправкой или осадить, постучав трубой о деревянный пол или бревно (втулкой вверх, как при насаживании молотка). Нельзя при установке втулок сильно стучать по ним, так как они могут деформироваться. Достаточно нагретые втулки легко садятся на свое место под действием собственного веса.


Рис. 102. Приспособления, облегчающие установку перьев передней вилки в мостики:
а - для штока; б - для неподвижной трубы пера

9. Смазав маслом шлифованную часть основной трубы и втулки, вставить основную трубу в подвижной наконечник пера и затянуть гайку с сальником.
10. Проверить легкость движения подвижного наконечника пера на основной трубе.
11. Смазать верхнюю (нешлифованную) часть основной трубы, наружную часть гайки с сальником, пружину и внутреннюю поверхность кожуха консистентной смазкой и установить пружину и кожух на трубу.
12. Надеть на основную трубу резиновую амортизирующую прокладку-шайбу 12.
13. Установить перья в мостики.
Установка перьев передней вилки в мостики производится нижеприведенными способами.
Для облегчения установки перьев вилки в мостики нужно изготовить два приспособления, изображенных на рис. 102. Если приспособлений нет, то при установке перьев в мостики можно поступать следующим образом.
1. Опустив основную трубу внутрь подвижного наконечника, привязать к штоку гидравлического амортизатора крепкий тонкий шнурок.
2. Пропустить шнурок через отверстия мостиков.
3. Приготовить болт М6 длиной 50-60 мм.
4. Одной рукой держать болт, а другой рукой вставить перо в нижний мостик. При этом необходимо следить за шнурком: он не должен проскользнуть в перо вилки или защемиться между трубой пера и мостиком.
5. В отверстие для воздушного клапана ввинтить приготовленный болт М6, затем, взявшись за ввернутый болт, поднять и вставить перо в гнездо верхнего мостика. Удерживая перо за этот болт, затянуть стяжной болт в нижнем мостике.
6. Залить (если не было залито раньше) 150 см³ амортизаторной жидкости в перо.
7. Вытянуть шнурком шток амортизатора.
8. Удерживая шток ключом за лыски, обрезать шнурок, навинтить на шток резьбовую пробку 6 (рис. 59), навинтить и затянуть контргайку штока 8.
9. Ослабить стяжной болт нижнего мостика, затянуть до упора резьбовую пробку 6 и после этого окончательно затянуть стяжной болт нижнего мостика.
10. Вставить в резьбовую пробку 6 резиновую пробку и ввинтить в перо воздушный клапан (предварительно вывинтить болт М6).

ПРУЖИННО-ГИДРАВЛНЧЕСКПЙ АМОРТИЗАТОР ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКИ

Неполная разборка и сборка амортизатора рассматривается на стр. 119 при описании операции во время замены масла. Здесь рассмотрим операции, которые надо произвести для полной разборки и сборки пружинно-гидравлического амортизатора.
Снятие деталей со штока производится так: разъединив рабочий цилиндр 11 со штоком 26 с поршнем 10 (рис. 56), нужно сделать следующее.
1. Торцевым ключом 10 мм вывинтить закерненную гайку 19.
2. Снять со штока поршень с клапанами, пружиной и другими деталями.
Необходимо запомнить, в каком порядке располагались на штоке клапаны и другие детали. При сборке амортизатора они должны быть установлены в той же последовательности.
Установка деталей на шток производится в следующем порядке.
1. Укрепить в тисках вилку штока, надеть на шток упор 2 верхнего кожуха и резиновый буфер 27 (рис. 56).
2. Надеть гайку 25 с сальником 24, слегка нажимая и поворачивая ее в момент перехода через уступ на штоке. Эта предосторожность нужна для того, чтобы не повредить лабиринтное уплотнение.
3. Надеть на шток стальную фигурную шайбу 5, пружину 6, резиновое уплотнение 7 и направляющую втулку 23 штока.
4. Установить на шток поршень со всеми деталями в том же порядке, в каком они были до разборки (распорная втулка 9, пружина 22, верхний клапан 21, поршень 10, нижний клапан 20 и фасонная шайба).
5. Завинтить гайку 19 и закернить ее на штоке. Дальнейшую сборку пружинно-гидравлического амортизатора произвести в порядке, изложенном на стр. 121.

СТУПИЦА ЗАДНЕГО КОЛЕСА

Разборка ступицы заднего колеса производится следующим образом.
1. Вынуть наружную распорную втулку и чашки с сальниками.
2. Снять наружное стопорное кольцо правого подшипника.
3. Протолкнуть выколоткой подшипник внутрь до выхода правого подшипника из ступицы.
4. Вынуть центрирующую шайбу распорной втулки, оставшееся внутреннее стопорное кольцо подшипника и распорную втулку.
5. Выбить выколоткой влево левый подшипник. Сборка ступицы заднего колеса производится в следующем порядке.
1. Установить внутреннее стопорное кольцо.
2. Положить на стопорное кольцо центрирующую шайбу распорной втулки (выступом внутрь ступицы).
3. Специальной оправкой запрессовать правый подшипник.
4. Установить наружное стопорное кольцо, шайбу, сальник и чашку сальника, предварительно смазав их смазкой, применяемой для подшипников.
5. Вставить с левой стороны в ступицу распорную втулку до упора ее во внутреннюю обойму правого подшипника (конец с центрирующей шайбой, приваренной ко втулке, должен быть обращен к левому подшипнику) и с помощью оправки запрессовать левый подшипник ступицу до упора в распорную втулку.
6. Установить шайбу, сальник и чашку сальника, предварительно смазав их смазкой, применяемой для подшипников.
7. С правой стороны установить наружную распорную втулку (буртиком внутрь сальника).

СТУПИЦА ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА

Ступица переднего колеса разбирается аналогично ступице заднего колеса, но ее стороны расположены на мотоцикле наоборот (если смотреть по ходу). Перед разборкой с ее левой стороны нужно снять защитно-декоративный алюминиевый колпак (под колпаком у сальника нет стальной чашки).

ЗВЕЗДОЧКА ЗАДНЕГО КОЛЕСА

Разборка звездочки заднего колеса производится следующим образом.
1. Вынуть сальники 17 и 23 (рис. 62) с чашками 6 и 11 и шайбами 7 и 10.
2. Выбить выколоткой полую ось (втулку) 14.
3. Снять стопорные кольца 9 и 8 и выбить подшипник.
4. Снять резиновое уплотняющее кольцо 5 со шлицевой ступицы.
Сборка звездочки заднего колеса производится в следующем порядке.
1. Установить внутреннее стопорное кольцо 8 (рис, 62).
2. Запрессовать при помощи оправки подшипник.
3. Установить наружное стопорное кольцо 9.
4. Запрессовать полую ось (втулку) 14 во внутреннюю обойму подшипника.
5. Установить шайбы, сальники и чашки сальников, предварительно смазав их смазкой, применяемой для подшипников.
6. Установить резиновое уплотняющее кольцо 5 на шлицевую ступицу.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021