ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Езда зимой

Это не статья, а скорее размышления на тему зимней езды на мотоцикле, применительно к моему опыту. Я ее постепенно дополняю и редактирую, добавляя новые мысли и советы. Вся изложеная здесь информация - для размышления, не стоит ее воспринимать как истину в последней инстанции или руководство к действию. Но к отдельным вещам лучше прислушаться - учитесь на моих ошибках, а не на своих.


Что делать бедному мотоциклисту зимой, когда до сезона - как до Китая пешком? Самые мудрые давно обзавелись зимним аналогом мототехники - снегоходом, кто-то и летом и зимой гоняет на квадроцикле, но все эти методы требуют некоторых фиансовых вложений порой весьма крупных. Кто-то просто ждет теплых деньков, как медведь в берлоге, доводя технику до ума к началу катания, периодически смахивая с нее пылинки и предаваясь мечтам о чистом асфальте.
Когда-то таким мечтам предавался и я, но зуд в одном месте не позволял дожидаться весны, и терять время пока другие вовсю носятся на сноумобилях.
Мы люди простые, и по бедности своей таких игрушек не имеем. Так что в один прекрасный момент я решил не закрывать сезон вообще. Друзья отговаривали:
"Ты что, убъешься ведь, лучше не гробь технику". Родители стращали: "Вот, отморозишь себе что-нибудь..." далее следовал длинный список различных пакостей, которые по их мнению могли бы меня подстерегать на зимних дорогах.
Но я настырный, так что первое я решил отмести, так как я водитель аккуратный, а второе - детальным подходом к проблеме экипировки. Ну а теперь обо всем по порядку.
Хочу сказать, что мой опыт зимней езды начинался с "Пилота", затем немного ездил на своей чекушке (не понрвилось), много гонял на раздолбаной "Туле", а потом целую зиму - на 634-ке. Вопреки распространенному мннию - "Тула" не очень всепролазный мотоцикл, слабо подходящий для бездорожья, тем более зимнего. Так что самая лучшая моя техника для зимы как это не парадоксально была Ява-634 на кроссовой резине. Однако довелось зимой поездить и на других совкоциклах, так чт основные закономерности я понял. Насчет импортных эндуро и кроссачей ничего сказать не могу, однако я думаю, что их владельцы давно сами выработали навыки зимней езды, которая по сути несильно отличается от езды, например, по сыпучему песку. Насчет зимней езды на импортных дорожниках... :) Если кто-то и занимался этим садомазохизмом, то я о таких не знаю.
Езда зимой по городу - для самоубийц. Мало того, что соленая каша разъедает все - от одежды до проводки и резины (о хромированных деталях я и не говорю), так еще и огромное количество машин, за рулем которых могут быть не только нормальные водители, но и просто психи, офигевшие от того, что увидели зимой мотоцикл (их действия не всегда адекватны даже летом) :( А в последнее время дороги стали посыпать каким-то говном, еще хуже, получается не каша, которую колесо худо-бедно продавливает и цепляет за асфальт, а какой-то клейстер, по которому оно скользит. Никогда не видел до этой зимы троллейбус идущий юзом и буксующий при разгоне :) Самое фиговое, что эта каша переносится колесами машин и на совершенно чистые дорожки, после чего по ним лучше не ездить - все равно зимой мотоцикл нормально от этой гадости не отмоете.
Лучше всего для езды зимой деревенские дороги, которые хоть иногда чистят, или как в конце прошлой зимы, когда после сильной оттепели ударили морозы - крепкий наст. Его крепость лучше проверить недалеко от дороги, чтобы в случае неудачи не пришлось вызволять мотоцикл из снежного плена.
Далее - о тормозах. Я думаю, все давно поняли, что заднее колесо идущее юзом - не так страшно как кажется с виду. Мотоцикл с заблокированным задним колесом обуздывается парой хрестоматийных приемов - руль в сторону заноса и т.д. Гораздо страшнее юзящее переднее колесо - мотоцикл неизбежно "подламывает" и водитель шмякается на землю. Так что для зимы, как бы это парадоксально ни звучало, тормоза нужны самые "вялые", но в то же время информативные, чтобы не было непредсказуемой блокировки колеса. "Старушка" этому требованию по-моему отвечает вполне, при условии хорошо смазаных тросиков и кулачков. Помните, что вода попавшая в трос способна его полностью заблокировать при застывании. Используйте для смазки тросов хорошие смазочные материалы, а не всякое густеющее на морозе гуано. На большинстве совкоциклов можно ослабить натяжение тросика, кстати это удобно и потому, что не приходится далеко тянуться за ручкой замерзшими негнущимися пальцами. Надо еще приучать себя тормозить двумя тормозами сразу, и с одинаковым усилием, чтобы оба колеса были на грани блокировки, но в то же время должна была возможность немедленно их отпустить.
Еще о торможении - главное особенно не гнать, и начинать тормозить раза в два раньше чем летом, ведь тормозной путь возратает раза в три-четыре. Если на вашем пути неожиданно появилось препятствие, лучше не бить в панике по тормозам, этим вы только усугубите ситуацию. Лучший вариант - попробовать спокойно оттормозиться, а если дистанции уже не хватает - положить байк набок, желательно направив его в сугроб, на обочину, и т.д, так у него будет меньше всего повреждений. Что до повреждений телесных то хочу утешить пессимистов - падать зимой мягко, если не на лед, а теплая толстая одежда гасит удар. Несколько раз был вынужден въехать в сугроб почти под прямым углом (на дорогу вышла бабулька с ведрами, а во второй раз неожиданно выскочил из-за угла грузовик). В таком случае, если конечно за сугробом снежная целина, а не чей-нибудь забор, следует приподняться на подножках, сгруппироваться и в момент удара подпрыгнув, перелететь через руль, постаравшись не ударится об него!
О том, что вас "догонит" мотоцикл можно не волноваться - мягкий сугроб эффективно гасит энергию удара, единственная проблема - чтобы не погнуть вилку (поверьте, такое возможно), а затем вытащить байк из сугроба - заседает он там довольно глубоко.
Наряду с тормозами лучше всего использовать торможение передачами, и чем грамотней, тем лучше, ведь заюзить колесо, резко врубив пониженную, в зимних условиях реально даже на "Пилоте". Проверено пользователями :)

Есть мнение, что на относительно мощной технике зимой легко разложиться именно из-за ее мощности. Чушь все это, господа. На Пилоте в 3,5 силенки я постоянно боролся с заносами и расколбасами, при этом ни о каком контроле речь не шла. А на 634 - несся напропалую, без заносов и срывов, именно из-за мощного и ровного характера мотора, который необязательно крутить, чтобы тронуться, и из-за своей массы, которая дает надежный контакт. Правда у нее не лучшая развесовка, но с этим ничего не поделаешь.
Я на абсолютно стандартной 634, с изменениями в электрике (бсз + 210Вт генератор), и на кроссовых покрышках от Минска (3,25 х 18) зажигал мама не горюй. По ровной снежной дороге, которую только что очистил трактор (точнее будет сказать - разровнял, до земли тракторный нож снег не берет) моя ява весело шла под сотню, при полном контроле за ситуацией. На заснеженом замерзшем водоеме, если конечно снег не по колено, эта обычная ява позволяла раскручивать круги в спидвейном стиле, и практически с коленкой укладывать аппарат по плавной дуге, конечно при хорошем снеге. Ее недостатки чисто геометрические - любит рыть ямы и ложиться на глушаки, плюс здорово не хватает дорожного просвета.
Самое пристальное внимание стоит уделить экипировке. Даже не потому, что езда зимой боле травмоопасна, а скорее потому, что подхватить ангину и пневмонию можно как два пальца об асфальт. Новички, да порой и прожженые дядьки не имеющие понятия об экипировке, если усреднить, думают о следующем: телогрейка, ватные штаны, шапка-ушанка, три шарфа и пять свитеров. Без балды, такой наряд очень хорош для зимней рыбалки. Для зимней езды он не непригоден в корне. Давайте послушаем тех, кто уже с этим имел дело, например меня. Для начала вы как следует пропотеете, когда будете удерживать мотик от падения (даже если будете просто подруливать корпусом, без участия ног), или при вытаскивании мотоцикла из снежной западни. После этого вас нафиг продует, так как теплая одежда практически не дышит, но продуваться ей ничего не мешает. Финиш - неделя постельного режима. Про такие стороны езды в этом прикиде как негнущиеся руки-ноги жутко стесненные толстенной одеждой, и необходимость снятия ста одежек для банального ритуала "поссать" - я промолчу.
Вот мой выбор: - Хорошая теплая мотокуртка. Обязательно с мембраной (дышащая), и с отстегивающейся подкладкой. Защита желательна - лететь в сугроб мягко только с виду. В принципе придумана куча всякой снегоходной экипировки, но ведь мы не на снегоходе ездим, и винансы наши поют романсы как вегда. Так что я здесь и в дальнейшем описываю свой опыт использования вещей, и свое мнение об их эффективности. - Перчатки на гортексе, обязательно хорошо гнущиеся. Дедушкины "краги" на меху очень здорово мешают управлению. Очень классная вещь - подогрев рукояток и защита рук от ветра.
Еще немного о подготовке техники. Про смазку тросиков я уже упоминал. Стоит заменить масло в картере на более текучее, если не хотите глохнуть при трогании на холодном движке, и бороться с закисшим сцеплением. Относится это и к вилке с амортизаторами - поверьте, это насущная проблема. Про то, что техника должна быть абсолютно исправной и заводиться с полтычка я думаю поминать не надо? Толкать технику домой летом и по сугробам - две больших разницы.


продолжение следует ...




Вот я тут вижу и мой вечный оппонент озаботился "зимней" статьей... Пора бы мне разобрать ее по косточкам, со своей точки зрения.
В очередной раз заявляю: езда на мотоцикле зимой - вполне нормальное явление, никакой не "экстрим" (терпеть не могу это дурацкое слово!).
Полностью соглашусь. С небольшой оговоркой - не по дорогам общего пользования, или хотя бы с малым движением. Фиг с тем, кто полез на шоссе, но каково водителю камаза, который вовремя не оттормозился перед подскользнувшимся на льду мотоциклиздом? Дороги общего пользования лично для меня - табу. Зимнюю езду я понимаю почти исключительно как внедорожную.
Но я все рано не могу понять, какое можно получить удовольствие, сидя в жестяной коробке на колесах. А от двух колес наслаждение получаешь по полной программе!
Согласен. Но чувствуется взгляд не имеющего машины пролетария. На работу я каждый день проезжаю 60км на машине с комфортом (30туда и 30 обратно), если бы я это проделывал на мотоцикле - во-первых не дожил бы до весны, во-вторых задолбался бы, и забил на такую езду. Так что давайте отделим мух от котлет - машина для езды и перевозки тяжестей, мотоцикл для удовольствия.
... Если летом модно позволить себе ездить на не идеально работающем мотоцикле, то зимой - нет. Двигатель должен заводиться в любую погоду...
Со всеми техническими мыслями согласен практически безоговорочно.
Теперь о том, на чем ездить. Я ездил зимой на оппозите (М67-36), "Планете" и "Минске". Однако оптимальным оказался мопед "Карпаты". Дело в том, что зимой не нужна большая мощность, а чем легче техника, тем проще ей управлять.
...и тем проще она всплывает на снегу, юзит на льду, и хуже держит траекторию. Может быть это дело индивидуальных предпочтений, но я за умеренно тяжелую тяговитую технику. Кстати на мопеде "карпаты" я летом-то трогаюсь с трудом, зимой ездить на нем - геройство достойное памятника в рост. Про надежность данного ТС молчу. Снимаю шляпу перед моим оппонентом.
Худший же выбор - скутер. Его "табуреточная" посадка и маленькие колеса сводят на нет защиту коленей от холодного ветра.
Батенька, вы скутер наверное только на картинках видели? Из "скутерных" недостатков зимой - вообще никакая геометрическая проходимость плюс мощные тормоза, и невозможность нормального дозирования тяги ввиду наличия вариатора. Проверено пользователями. на скутере типа Yamaha BW's или Daelim E-five можно очень неплохо покататься по укатаному снегу. Кстати "табуреточная" посадка - лучшая защита от набегающего потока ветра, поскольку колени прикрыты передним щитом.
Поэтому заповедь номер один - не наглеть, уступать дорогу всем, кому только можно.
Подпишусь под каждым словом. Учтите, что средний автолюбитель увидев мотоцикл шизеет, и начинает метаться как обкуренный койот. Не стоит провоцировать автомобилистов на неадекватные действия! Не суйтесь зимой на шоссе и в город!
Да, ни в коем случае не вертите головой, высматривая машины сзади! лучше повесьте дополнительное зеркало под рулем, чтобы его не заслонять локтем. Когда я понял, что при повороте головы назад я теряю траекторию движения, начал думать, почему так? Оказалось, что из-за одежды поворачивается не только голова, но и плечи тоже. К чему это ведет - понятно.
Ну что я могу сказать. Одевацца надо. См. мои мысли об экипировке выше. Я никогда проблем с верчением головой не испытывал.
Не беда, что они едут следом и сигналят - вас это не касается.
Не беда, что ты мешаешь людям - вот буржуи, понакупили машин, мотоциклистам проехать негде! Вот так и рождается негативное отношение в людям на двух колесах. Еще раз - на шоссе и в город ни ногой! Уважайте и других! Если вы кому-то мешаете своей медленной ездой - лучше проустите. Вам-то может и пофиг, что они сигналят, но выведеный из себя опаздывающий водитель может пойти на рискованый обгон, и тогда до беды недалеко....
Самое главное зимой - не думать, что, покатавшись пару дней, становишься профессионалом. Основные навыки приходят через месяц - другой ежедневной езды, а полная уверенность - как минимум через два года. И "главнее главного" - никогда не садиться за руль мотоцикла зимой в нетрезвом состоянии! Копать могилу в мерзлой земле не так-то просто...
Пять баллов! Неси зачетку.
  

Czech

Магазины запчастей - FAQ - faq-new
ГАРАЖ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006