I. УСТРОЙСТВО, ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОЦИКЛОВ "ЯВА" И ПРИЦЕПНОЙ КОЛЯСКИ "ВЕЛОРЕКС"
Чехословацкие серийные мотоциклы "Ява" появились на дорогах нашей страны в прошлом десятилетии, так что советские мотоциклисты уже давно оценили достоинства этой изящной, быстроходной и надежной машины. Сейчас на дорогах Советского Союза можно встретить мотоциклы "Ява" с пробегом более 100000 км, что доказывает их высокую надежность.
Со времени появления в Советском Союзе первого мотоцикла "Ява" в его конструкцию внесены большие изменения, улучшившие эксплуатационные качества мотоцикла. Завод-изготовитель постоянно совершенствует конструкцию мотоцикла и ежегодно вносит в нее новые элементы. Благодаря усилиям заводских конструкторов облегчены и упрощены операции, связанные с профилактическими и ремонтными работами. Поэтому уход за мотоциклом прост и не занимает много времени.
Изящный внешний вид хорошо согласован с рациональным конструктивным решением как мотоцикла в целом, так и отдельных его узлов. Конструкция мотоциклов "Ява" отличается оригинальными элементами, многие из которых запатентованы: двигатель с защищенным карбюратором; механизм переключения передач, объединенный с механизмом выключения и включения сцепления; передняя телескопическая вилка, образующая с фарой обтекаемого вида узел; ящики для инструмента и аккумуляторной батареи; электрический указатель "нейтрали" в коробке передач, пусковой рычаг, являющийся одновременно рычагом переключения передач и имеющий для пуска и переключения один общий вал; автоматическая смазка оси задней качающейся вилки и др.
Большим достоинством мотоцикла "Ява" является мягкий ход. Его обеспечивают телескопическая вилка и задняя маятниковая подвеска, весьма эффектно гасящие толчки. Благодаря наличию хорошо работающей подвески колеса мотоциклы не теряют контакта с дорожным покрытием, а это очень важно для обеспечения безопасности езды. Мотоцикл имеет удобное двойное седло.
Электрооборудование работает надежно. Фара хорошо освещает дорогу (именно хорошо, хотя и не очень ярко). Направление света фары очень легко и быстро регулируется даже во время движения.
Мотоциклы "Ява" снабжены эффективными тормозами.
Рис. 1. Общий вид мотоцикла Ява-350 модели 354/04
Высокую оценку заслуживает бесшумная работа шестерен, звездочек, цепей, кожухов и амортизаторов (конечно при надлежащем уходе), что способствует уверенности водителя, как в себе, так и в мотоцикле.
Легкий и быстрый запуск двигателей мотоциклов "Ява" уже никого не удивляет, особенно легко заводится двухцилиндровая модель. Мотоциклист очень скоро приобретает необходимую для запуска практику: знает, когда нужно утопить поплавок карбюратора, а когда нет, и если надо, то сколько времени держать его утопленным. Двигатели мотоциклов "Ява" имеют спокойный уравновешенный ход на всем диапазоне оборотов коленчатого вала.
Механизм выключения сцепления, объединенный с ножным переключением передач, помогает водителю при быстрой езде по извилистым дорогам и в условиях интенсивного городского движения или бездорожья, т. е. везде, где основное внимание необходимо уделять дорожной обстановке и крепко держать руль.
На рис. 1 показан общий вид мотоцикла Ява-350 модели 354/04.
Таблица 1
Техническая характеристика мотоциклов "Ява"
Параметры |
Модель |
353/04 |
354/04 |
559/02 |
354/06 |
559/04 |
360/00 |
Габаритные размеры и общие данные |
Габаритные размеры в мм, (длина X ширина X высота) |
1980 X 650 X 1025 |
Высота седла над плоскостью дороги в мм |
750 |
Дорожный просвет в мм |
180 |
База в мм |
От 1335 до 1355 |
Угол наклона оси рулевой колонки в град |
62 |
Вес (сухой) в кг |
129 |
138,5 |
128 |
139 |
128 |
139 |
Грузоподъемность в кг |
160 |
Емкость топливного бака в л |
13,5 |
Расход топлива на 100 км пути при скорости 60 км/ч в л |
3 |
3,5 |
3,2 |
3,6 |
3,2 |
3,6 |
Максимальная(при прямой посадке) в км/ч |
105 |
115 |
105 |
115 |
105 |
115 |
Максимальный преодолеваемый
Подъем пути при полной нагрузке в % |
45 |
50 |
35,2 |
39 |
39 |
40 |
Тормозной путь со скорости
40 км/ч в м |
|
Тормозом переднего колеса |
30,8 |
18 |
Тормозом заднего колеса |
30,8 |
15 |
Тормозами обоих колес |
12,5 |
11 |
Двигатель |
Тип двигателя |
Двухтактный, воздушного охлаждения |
Число цилиндров |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Диаметр цилиндра в мм |
65 |
58 |
65 |
58 |
65 |
58 |
Ход поршня в мм |
75 |
65 |
75 |
65 |
75 |
65 |
Рабочий объем цилиндров в см³ |
248,5 |
344 |
248,8 |
344 |
248,8 |
344 |
Степень сжатия |
7,2 |
7,4 |
7,7 |
8 |
7,7 |
8 |
Максимальная мощность в л.с. |
12 |
16 |
14 |
18 |
14 |
18 |
Число оборотов в минуту при максимальной мощности |
4750 |
4750 |
5000 |
5250 |
5000 |
5250 |
Система питания |
Карбюратор Йиков |
2920 СБД |
2924СБД |
2926СД |
2926СБД |
2920СД |
2926СБД |
Диаметр диффузора карбюратора в мм |
26 |
24 |
26 |
26 |
26 |
26 |
Воздухоочиститель |
Сетчатый
контактно-маслянный |
Сухой микрофильтр |
Сетчатый контактно-маслянный |
Сухой микрофильтр |
Топливный фильтр |
В наливной горловине бака и кранике бака |
Топливная смесь |
Автомобильный бензин марок A-72, A-74, A-76 (ГОСТ 2084-67) с маслом в пропорции от 25:1 до 20:1 |
Силовая передача |
Моторная передача однорядной неразъемной безроликовой цепью 3/8" X 3/8"
(число звеньев) |
60 |
64 |
60 |
64 |
60 |
64 |
Задняя передача от коробки передач к заднему колесу разъемной роликовой цепью 1/2" Х 15/16" (число звеньев + замковое звено) |
119+1 |
117+1 |
119+1 |
117+1 |
119+1 |
117+1 |
Число зубьев звездочек: |
|
моторная передача |
45/22 |
45/27 |
45/22 |
45/27 |
45/22 |
45/27 |
задняя передача |
46/19 |
46/17 |
46/18 |
16/17 |
46/18 |
46/17 |
Сцепление |
Пятидисковое, со стальными дисками с пробковыми вкладышами; работает в масляной ванне |
Коробка передач |
Четырехступенчатая |
Число зубьев шестерен: |
|
1-я передача |
19/12 X 24/12 |
19/12 X 24/12 |
2-я передача |
19/12 X 19/17 |
19/12 Х 20/16 |
3-я передача |
19/12 Х 16/20 |
19/12 Х 17/19 |
4-я передача |
Прямая |
Общие передаточные числа (от двигателя к заднему колесу) |
|
1-я передача |
1:15,67 |
1:14,27 |
1:16,5 |
1:14,3 |
1:16,5 |
1:14,3 |
2-я передача |
1:8,76 |
1:8,92 |
1:10,3 |
1:8,9 |
1:10,3 |
1:8,9 |
3-я передача |
1:6,26 |
1:6,38 |
1:7,4 |
1:6,4 |
1:7,4 |
1:6,4 |
4-я передача |
1:4,95 |
1:4,50 |
1:5,2 |
1:4,5 |
1:5,2 |
1:4,5 |
Общее передаточное отношение пускового механизма |
1:3,41 |
1:2,78 |
1:3,61 |
1:2,78 |
|
|
Число зубьев передачи привода спидометра |
5/11 |
5/12 |
5/11 |
5/12 |
5/11 |
5/12 |
Электрооборудование |
|
|
|
|
|
|
Аккумуляторная батарея |
3М14 (6в, 14а/ч) |
Генератор |
ПАЛ (6в, 45вт) |
Система зажигания |
Динамо-батарейная; самостоятельная для каждого цилиндра |
Приборы системы зажигания: |
катушка зажигания |
ПАЛ (6 в) |
ПАЛ (14-8RZ) |
свечи |
ПАЛ (14-7RZ) |
ПАЛ (14-8RZ) |
конденсаторы |
ПАЛ (0,25 мкф) |
ПАЛ (14-8RZ) |
прерыватель |
ПАЛ |
ПАЛ (14-8RZ) |
Фара, задний фонарь, сигнал, лампы включатель стоп-сигнала (марка) |
ПАЛ |
ПАЛ (14-8RZ) |
Ходовая часть |
Рама |
Сварная из труб прямоугольного профиля |
Подвеска переднего колеса |
Пружинно-телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами |
Максимальный ход передней вилки в мм |
150 |
Подвеска заднего колеса |
Качающаяся вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами |
Максимальный ход вилки в мм |
100 |
Колеса |
Невзаимозаменяемые |
Взаимозаменяемые
|
Размер ободов |
1,85Б X 16" |
Размер шин |
|
переднего колеса |
3,25" X 16" |
3,25" X 16" |
заднего колеса |
3,25" X 16" |
3,50" X 16" |
Давление в шинах колес в кг/см² |
|
передней |
1,25 |
задней без пассажира |
1,5 |
задней с пассажиром |
2,0 |
Размеры колодочных тормозов в мм |
16/35 |
Техническая характеристика мотоциклов Ява-250 и Ява-350, завезенных в Советский Союз до 1968 г., приведена в табл. 1.
Легкая прицепная коляска "Велорекс" сконструирована специально для мотоциклов "Ява". Ее внешний вид хорошо гармонирует с мотоциклом - рис. 2.
Рис. 2. Общий вид прицепной коляски "Велорекс" модели 560
Коляска "Велорекс" рассчитана на нагрузку, не превышающую 105 кг, т. е. на перевозку одного взрослого пассажира с багажом. С общей нагрузкой до 200 кг мотоцикл Ява-350 с коляской легко движется как по асфальту, так и по проселочным дорогам.
На мотоцикле "Ява" с коляской не рекомендуется возить троих взрослых пассажиров с багажом на большое расстояние.
Техническая характеристика прицепной коляски "Велорекс"
Общая длина (с мотоциклом) в мм |
2030 |
Общая ширина (с мотоциклом) в мм |
1470 |
Длина кузова в мм |
1670 |
Высота прицепа с ветровым щитком в мм |
1150 |
Длина внутреннего пространства кузова (от спинки кресла) в мм |
1010 |
Дорожный просвет в мм |
195 |
Ширина колеи, образованной колесами мотоцикла и прицепа, в мм |
1025-1050 |
Вынос колеса прицепа по отношению к заднему колесу мотоцикла в мм |
190 |
Вес прицепа в кг |
70 |
Максимальная нагрузка в кг |
105 |
Схождение колеса прицепа, измеряемое на уровне переднего края переднего колеса мотоцикла в мм |
30 |
Угол развала колеса прицепа в град |
3 |
|