JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

FAQ (Часто Задаваемые Вопросы)

В этом разделе собраны наиболее часто задаваемые в форуме вопросы по мотоциклам Ява. Следует сразу оговориться, что в основном рекомендации общие и не зависят от конкретной модели мотоцикла, однако там, где разница принципиальна, мы делаем акцент на "старушки", а не на более новые модели. Будьте внимательны.

Общие сведения о мотоциклах

Типы и модели мотоциклов

Q: Что у меня за модель? Помогите узнать.

Топливо и смазочные материалы

Q: Какой бензин лить в Яву?
Q: Какое масло добавлять в смесь? В какой пропорции?

Силовой агрегат

Система питания

Q: Как регулировать карбюратор?
Q: Не держит холостые. Что делать?
Q: Почему плохо заводится прогретый двигатель?

Система выпуска

Q: Можно ди поставить на Яву прямоточный глушитель?
Q: Хочу изготовить выпускную систему (глушители + резонаторы) самостоятельно. Где можно про это почитать?

Цилиндро-поршневая группа

Сцепление

Картер

Коробка передач

Коленчатый вал

Электрооборудование

Q: Что такое БСЗ, какие преимущества оно дает, как установить на Яву?

Ходовая часть

Рама

Передняя вилка

Подвеска заднего колеса

Колеса и шины

Q: Какие современные шины можно установить на Яву?
Q: Каков максимальный размер колеса, который влезает в маятник "старушки"?

Тормоза

Q: Хочу установить дисковый передний тормоз на Яву. Как это сделать?
Q: Хочу установить двухкулачковый тормоз от 638 на 634 (на "старушку"). Что для этого придется переделать?

Уход за покрытием и окраска мотоцикла

Q: Как правильно покрасить мотоцикл или его отдельные части?
Q: Какой номер по каталогу имеет "родной" цвет "старушки"... 634... 638?
Q: Какой цвет лучше - обычный или "металлик"?

Взаимозаменяемость основных деталей мотоциклов

Q: Что можно поставить на "старушку" от более новых моделей?

Документы и легальность

Q: У меня есть Ява, которая оформлена на человека, которого я никогда не видел. Можно ли оформить ее на себя, как это сделать?
Q: На моей Яве номер рамы (двигателя) не совпадает с тем, что указан в техпаспорте. Можно ли мне так ездить?

Политика клуба и сайта

Q: Какие узлы на "старушке" не стоит переделывать, чтобы не испортить внешний вид или управляемость?
Q: Имею Яву-634 (638). Хочу вступить в Ваш клуб. Отправлял заявку, но меня не приняли - почему?

Общие сведения о мотоциклах

Типы и модели мотоциклов

Q: Что у меня за модель? Помогите узнать.
A: Насчет этого раздела вообще есть сомнения. Тут что должно быть - полное описание всех особенностей разных моделей?

Топливо и смазочные материалы

Q: Какой бензин лить в Яву?
A: Это смотря в какую Яву.
В "старушку" 76-й (за неимением 76-го - 80-й). Разумеется, с маслом (см. следующий вопрос).

Q: Какое масло добавлять в смесь? В какой пропорции?
A: Только двухтактное! Никаких М-6, М-8, М-10! Если найдешь МС-20 или МК-22 (смайл), то можно его. Но вряд-ли найдешь.
Из доступных - МГД-14М вполне годится.
Пропорция зависит от масла. Как правило, на упаковке написаны пределы пропорции - я рекомендую лить по максимуму с учетом того, что бензин мы как правило используем не 76-й (например, если можно от 1/40 до 1/50, то лить 1/40). Если уж совсем сильно будет дымить, можно смесь в баке развести чистым бензином.

Силовой агрегат

Система питания

Q: Как регулировать карбюратор?
А: Хороший вопрос! Это действительно очень важный момент. Давай разбираться.
1. Сядь, успокойся и ответь себе на простой вопрос - а ты вообще уверен, что дело в карбюраторе?
2. Хорошо, будем регулировать, но сначала убедись в том, что:
а) В баке правильная чистая смесь, без намека на содержание воды и ржавчины;
б) Краник работает нормально, фильтр не засорен;
в) Дренажное отверстие в крышке бака не забито грязью (мелочь, но очень важная!);
г) Фильтрующий элемент воздушного фильтра не просится на замену (легко проверить, попробовав мотоцикл вообще без него);
д) Свечи не покрыты сантиметровым слоем нагара;
е) Проверь на всякий случай искру. Если есть хоть малейшее подозрение, что сбито зажигание, надо его обязятельно отрегулировать. Потому что с непраильным опережением зажигания карбюратор не настроить.
Если все из п.2 окей, но движок все равно работает фигово, то вперед!
3. Задача сводится к тому, чтобы обеспечить стерильность внутри карбюратора. Для этого его лучше всего снять:
а) Снять бензошланг (аккуратно! из него можеть вылиться какое-то количество смеси и лучше бы ему вылиться на тряпку чем на твои джинсы), открутить крышку дросселной заслонки (это штука, куда входит тросик газа) и вынуть заслонку вместе с тросом и пружиной, снять кожух карбюратора;
б) Снять воздушный фильтр (достаточно открутить винт, крепящий его к раме и просто немного приподнять фильтр вверх, не вынимая из-под облицовок);
в) Открутить две гайки, крепящие корпус карбюратора к цилиндрам. После этого карбюратор легко снимается (аккуратнее с прокладками - они еще пригодятся!).
4. Карбюратор полностью разбираем и промываем:
а) Корпус, винты (воздуха, упора заслонки), жиклер холостого хода, главный жиклер (снизу корпуса), поплавок, дроссельная заслонка с иглой (должны были остаться висеть на тросике) - запомни, в какой канавке была игла, при сборке надо ее туда же и вернуть... да собственно и все;
б) Все это надо вымыть (лучше всего замочить на полчасика в растворителе, а затем сполоснуть бензином - не смесью!). Никаких проволок и жестких щеток! - убьешь жиклеры и привет;
в) Высушить;
г) В поплавке, случаем, нет бензина? Трясем и слушаем. Если есть - меняем поплавок (советские авторы рекомендуют выпаривать бензин на водяной бане и запаивать поплавок "с сохранением его веса" - я себе это с трудом представляю, но если есть желание развлечься, загляни в раздел "КНИГИ");
д) Проверить, не болтается ли заслонка в канале. Если люфтит совсем сильно, готовься менять корпус карбюратора;
е) Проверить, нет ли кривизны в плоскости крепления карбюратора к цилиндру. У меня есть пара корпусов с таким искривлением, что щель получается с полмиллиметра. Неудивительно, что движок работает плохо, если имеет место подсос воздуха на стыке с цилиндром. Так вот, если щель есть, надо притереть карбюратор на большой ровной поверхности. Если руки и голова позволяют, то можно и большим напильником.
5. Собираем все в обратном порядке. Сверхусилий при затяжке применять не стоит (сплав корпуса хрупкий).
а) Винт упора заслонки закручивается так, чтобы торчал из корпуса внутри на полмиллиметра. Винт воздуха закручивается до конца и выкручивается обратно на один оборот. Не забудь про жиклеры (- тысячу раз я обзывал себя дураком, когда обнаруживал, что карбюратор прикручен, фильтр надет, все собрано... а главный жиклер остался в лоточке)
б) Ставим собранный карбюратор на мотоцикл. Опять же, затягивать шпильки до срывания резьбы не стоит;
в) Не забываем подсоединить воздушный фильтр;
г) На трос газа надеваем сначала большую фигурную гайку, за ней маленькую (с регулировочными винтами), пружину и дроссель с иголкой. Регулировочный винт лучше сначала вкрутить внутрь до упора, чтобы проще было вдеть трос.
д) Вставляем дроссель в корпус карбюратора (направление его задается штифтом и канавкой, так что не перепутаешь). После затягивания крышки карбюратора оболочка троса слегка укоротится и трос может выскочить из паза в дросселе, чтобы этого не случилось, немного выкрути регулировочный винт - именно немного! должен остаться небольшой свободный ход.
е) Подсоединяем бензошланг. Вообще-то к этому моменту мог возникнуть вопрос "а как же кожух карбюратора?" - отвечаю: Потом. Сначала надо закончить регулировку, а кожух будет мешать.
6. Итак, все собрано, заводим и прогреваем. Холостых может не быть - это нормально, держим обороты вручную, возможно, они наоборот будут слишком высокими - тогда надо либо опустить регулировочный винт на оболочке троса (вспомни про свободный ход, быть может, его нету), либо немного выкрутить винт упора дросселя (снизу сбоку).
Можно немного прокатиться, чтобы быстрее прогреть мотор.
7. После прогрева регулируем окончательно:
а) Добиваемся устойчивой работы на холостых (пусть они будут высокими - главное, чтобы не глох), для этого надо постепенно вкручивать винт упора дросселя;
б) Затем начинаем потихоньку выкручивать винт воздуха. В какой-то момент обороты начинают расти, а постом падать. Момент их падения надо ловить;
в) Выкручиваем винт упора до минимальных устойчивых оборотов и снова к п. 7б. Повторяем два-три раза. После каждого повторения проверяем свободный ход троса газа, при необходимости увеличиваем;
г) После двух-трех повторений получилось вот что: холостые обороты устойчивые, винт упора выкручен на максимум (дроссель внизу), винт воздуха выкручен на максимум (смесь бедная) - по книжкам его можно на полоборота вкрутить, но я этого не делаю.
д) Если остались довольны результатом, ставим кожух на карбюратор (для этого придется снова снять дроссель и бензошланг. Регулировка при этом не нарушится.
В общем-то, все! Если и после регулировки что-то не так, значит надо детально разбираться, тут уже FAQ не поможет - спрашивай в форуме.

Q: Не держит холостые. Что делать?
А: Во-первых, см. предыдущий пункт, начиная с начала, и обрати особое внимание на подпункт 7. Если не поможет, проверь, нет ли подсоса воздуха в соединении цилиндра и картера, плотно ли затянуты головки, в порядке ли глушители. Если не помогло, спрашивай в форуме.

Q: Почему плохо заводится прогретый двигатель?
А: Видимо, данный вопрос состоит из двух: почему (теоретически) так происходит и что же с этим делать. Итак, попробуем разобраться. Холодный движок Явы заводится просто: кран открыть, утопитель поплавка нажать до появления топлива, с выключенным зажиганием 2-3 раза дернуть "кик", включить зажигание и заводить. Если двигатель горячий, то такая последовательность действий не годится - обогащать смесь НЕЛЬЗЯ! Заводить "по горячему" надо так: открыть кран, включить зажигание, и, не трогая "газ", дергать лапку кикстартера. После 1-5 нажатий (зависит от того, насколько успел испариться бензин из поплавковой камеры) двигатель должен завестись.

Система выпуска

Q: Можно ди поставить на Яву прямоточный глушитель?
А: Не нужно. Возможно, прямоток способен улучшить внешний вид мотоцикла, возможно даже кому-то понравится звук, но есть одно очень существенное НО... Прямоток создан для ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ. На Яве же движок, как известно, двухтактный, а ему не просто не все равно, какие глушители установлены - ему это КРАЙНЕ ВАЖНО. Глушители должны быть не только для ДВУХТАКТНОГО мотоцикла, но и к тому же для мотоцикла с примерно равным объемом двигателя. То есть, на Яву нельзя ставить глушаки от "Дельты". И вообще, с такими вопросами лучше на jawaold не светиться (смайл).

Q: Хочу изготовить выпускную систему (глушители + резонаторы) самостоятельно. Где можно про это почитать?
...Почему нельзя ставить прямоток, где почитать про резонаторы

Цилиндро-поршневая группа

...Что там может стучать (в первую очередь, большими буквами), какие выбрать з/ч, как все это собрать, а также от чего подойдет

Сцепление

...Таки почему оно ведет/буксует, с чем это связано, и что делать с моторной цепью

Картер

Q: Можно ли заменить отдельно правую половину картера (от аналогичного двигателя)?
А: ответ "НЕТ, нельзя!"
И вот почему.
Желание заменить правую половину картера может возникнуть в том случае, если она пришла в негодность (только она, а левая половинка в порядке), на мотоцикл есть документы и терять легальность не хочется. Понятное желание, но к сожалению отверстия под оси КПП и коленвал точатся в собранных половинах картера по месту и вероятность того, что два РАЗНЫХ картера будут иметь ОДИНАКОВЫЕ правые половины практически равна нулю. Несоосность отверстий может достигать до миллиметра.
Разумеется, коленвал в таком картере заклинит очень быстро. То же самое касается КПП.
А жаль...

Коробка передач

...Как ее собрать чтоб работала и как отрегулировать чтоб не сьело вилки - большими буквами

Коленчатый вал

...Как его ремонтируют - популярно. Почему разбивает перегородку, и что с ней делать.

Электрооборудование

Q: Что такое БСЗ, какие преимущества оно дает, как установить на Яву?
A: Ну во-первых, следует сказать, что правильное название - БЭСЗ (Бесконтактная Электронная Система Зажигания).
Если кратко, то это такая система зажигания, когда момент возникновения искры определяется не размыканием контактов прерывателя, а импульсом магнитного датчика.
Отсюда же и основные преимущества: нет механического контакта - ничего нигде не сбивается и не изнашивается, настраивается один раз и забывается надолго.
Есть и недостатки:
1. без спец. оборудования точно выставить момент зажигания очень тяжело.
2. импульс датчика необходимо усиливать перед передачей его на катушку зажигания - для этого придется ставить БКС или КЭТ.
3. генератор придется менять - нужно точить планшайбу, подрезать крышку картера.
4. потребуется кардинальная переделка схемы электрооборудования.
5. генератор от Восхода или Минска придется дорабатывать для установки на 2-цилиндровую Яву, поскольку у него нет второго датчика.
6. в отдельных случаях возможны довольно специфические неисправности, связанные с низким качеством деталей.
Вообще же, установка БЭСЗ - дело непростое, с множеством нюансов, требующее определенных навыков и знаний. Поэтому перед тем как затевать это дело, рекомендуем основательно изучить наш опыт. Читайте форум.
...БСЗ и прочие вкусности, установка других генераторов, почему глючит реле и так далее - придется писать много...

Ходовая часть

Рама

...Веденая рама, отваливаются подножки, как поставить обвес от 638 на остальные модели

Передняя вилка

...От чего поставить, как сделать родную

Подвеска заднего колеса

...Амортизаторы умерли, как точить втулки в маятник

Колеса и шины

Q: Какие современные шины можно установить на Яву?
А: Разумеется, "родных" Барум 3.25х16" уже лет дцать как не найти в магазинах. Варианты замены есть, хоть их и не много.
1. "Восходовская" покрышка. В ряде случаев - единственное, что можно достать. Сойдет, хотя и не суперкачественная.
2. "Митас" (это новое название того же "Барум"а) - нормальная резина, недорогая, но вполне качественная.
3. "Первый-второй эшелон" (всякие Metzeller, Pirelli, Dunlop etc.) очень редко попадаются в таком размере. Если найдешь - береги как зеницу ока. В принципе, подойдет и 80х100-16", но тоже нечасто бывает.

Q: Каков максимальный размер колеса, который влезает в маятник "старушки"?

Тормоза

Q: Хочу установить дисковый передний тормоз на Яву. Как это сделать?
А: Если Ява - "старушка", для начала подумать 10 раз, надо оно тебе или нет.
Если 634-638, то вперед!
...

Q: Хочу установить двухкулачковый тормоз от 638 на 634 (на "старушку"). Что для этого придется переделать?
A: Классная идея!
Понадобится следующее:
1. Собственно, тормозная "машинка" от новой Явы;
2. Инструмент для снятия колеса и перьев вилки;
3. Полчаса-час свободного времени.
Суть переделки в том, что тормозной барабан надо поставить в то же колесо на той же вилке, но перья придется поменять местами (т.к. тормоза отныне у тебя будут слева, а не справа).
Для этого надо снять колесо, переднее крыло, верхний кожух фары, перья вилки. Затем поменять перья местами и собрать все в обратном порядке с новыми тормозами.
Все! :-)
...Почему дисковые тормоза лучше, и почему не надо трогать родные

Уход за покрытием и окраска мотоцикла

Q: Как правильно покрасить мотоцикл или его отдельные части?
Q: Какой номер по каталогу имеет "родной" цвет "старушки"... 634... 638?
Q: Какой цвет лучше - обычный или "металлик"?
...Где надыбать явский цвет, как красить и почему не стоит баллончиком.

Взаимозаменяемость основных деталей мотоциклов

Q: Что можно поставить на "старушку" от более новых моделей?
...Один из самых главных разделов.

Документы и легальность

Q: У меня есть Ява, которая оформлена на человека, которого я никогда не видел. Можно ли оформить ее на себя, как это сделать?
A: Год от года появляется на нашем форуме одна и та же тема - как оформить в собственность мотоцикл, который куплен не у хозяина, а самого хозяина никто никогда не видел, живет он (а живет ли еще?) в другом городе, найти его не удается.
Я сам проходил через это, знаю, что значит иметь мотоцикл "на чужого дядю". Знаю, как хочется сделать на него документы, застраховать, чтобы ездить спокойно, платить налоги... Казалось бы - чего проще! Вот мотоцикл, он мой, я его чиню, езжу (по переулкам или по полям). Я его ни у кого не украл, номера не перебил. Есть даже старый техпаспорт на него. В чем же дело - почему нельзя оформить?!
Попытаюсь ответить на этот непростой вопрос...
Итак, на самом деле МОЖНО. Честное слово! Способов несколько:
1. Ищем хозяина. - Тихо!!! Все по закону. Едем по месту его регистрации и ищем. Нашли? Супер! Тогда надо с ним договориться, можно даже заплатить за беспокойство, что бы он сделал что:
1.а Генеральную доверенность на тебя или на твоего друга (так даже лучше - проще потом будет);
1.б Снял с учета и продал тебе через комиссионку (это вряд-ли, хотя смотря по обстоятельствам).
2. Если хозяин умер, то ищем его наследников, если их несколько, то хуже. В общем, тебе от них надо, чтобы они оформили мотоцикл на себя (вступили в наследство). Потом могут продать тебе (хотя могут и не продать - тут уж опять-таки от людей зависит)
3. Если не нашли вообще никого. Честно искали, но не нашли, то подаем в суд заявление с просьбой признать за тобой право собственности, поскольку ты в течение последних 5 лет "открыто и добросовестно" исполнял обязанности владельца мотоцикла: чинил его, ездил. К заявлению надо приложить показания двух свидетелей, что насчет 5 лет - это все правда. Неплохо также приложить справку, что ты искал хозяина, но не нашел (где ее взять - не спрашивай, никто не знает). При удачном стечении обстоятельств суд вынесет решение в твою пользу - и ты станешь собственником мотоцикла.
4. Покупаешь ДРУГОЙ мотоцикл с НОРМАЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ. Оформляешь его, а с первого переставляешь все железо.

Q: На моей Яве номер рамы (двигателя) не совпадает с тем, что указан в техпаспорте. Можно ли мне так ездить?
A: А отвечать обязательно? Физически конечно можно ездить, а как отнесутся к этому ГАИшники... Трудно сказать. Я подозреваю, что это все же не сильно страшное преступление, тем более, что номер рамы может быть перекрыт дугами (с движком хуже - он на виду). В любом случае, так ездить - не очень комфортно, а насколько это критично - решать тебе.

Политика клуба и сайта

Q: Какие узлы на "старушке" не стоит переделывать, чтобы не испортить внешний вид или управляемость?
A: Пожалуй, отвечу на другой вопрос - что МОЖНО переделать в старушке (а все что не будет перечислено, соответственно переделывать не стоит).
Прежде всего следует определиться с подходом, потому что ортодоксальная позиция заключается в том, что ЛЮБАЯ (и уж тем более, необратимая) переделка оригинальной конструкции есть недопустимое кощунство. Есть более "мягкая" точка зрения - улучшать можно все, что не портит внешний вид. Будем исходить из второго тезиса.
Итак, есть несколько заведомо проблемных узлов, которые модернизировал практически каждый советский явист:
1. Задняя подвеска и маятник. Имеется в виду установка подшипников по аналогии с 634 моделью. Резонная переделка, дле тех, кто хочет ездить, крайне рекомендуется.
2. Установка 12В электрики. Без комментариев - генератор на "старушке" действительно ужасный.
3. БСЗ. Для одноцилиндровых моделей неплохой вариант, 350-м придется помучаться. Я не считаю оправданным, хотя как правило этот пункт неразрывно связан с предыдущим.
4. Установка на старую Яву-350 коленвала от 634. Это не от хорошей жизни. Действительно, найти сегодня хорошее старушачье колено тяжело, а от 634 еще попадаются. Данная модернизация предусматривает либо установку самодельных втулок в верхние головки шатунов, либо замену поршней с пальцами на детали 634.
5. Установка моторной передачи и сцепления от 634. Тоже связано с предыдущим пунктом. Считается, что при замене поршней возрастает мощность, и однорядная цепь быстрее выходит из строя. Замеров мы не проводили, но дополнительным бонусом от такой замены будет переход на более современные детали, которые дешевле и везде есть.
6. Тормоза. Тоже "больное место" по крайней мере, в современных городских условиях. Без каких либо кардинальных мер можно рекомендовать лишь замену переднего тормозного механизма на двухкулачковый от более современных Яв. Задние тормоза улучшать бессмысленно.
7. Поворотники. Я бы установил. Идеалом можно считать конструкцию, которая не требует дополнительных дыр в деталях мотоцикла, при этом не портит вид и может быть снята за 20 минут.
8. Установка старого "глубокого" переднего крыла на Яву-360. Скорее из стремления выглядеть "старше". Ни плюсов ни минусов не вижу, стандартная практика.
Пожалуй, все. Более глубокий "тюнинг" двигателя и ходовой лишен смысла, а внешний вид портить совершенно ни к чему. Старушка и без этого красавица.


Q: Имею Яву-634 (638). Хочу вступить в Ваш клуб. Отправлял заявку, но меня не приняли - почему?
A: Во-первых, в настоящий момент заявки у нас вобще не работают (смайл), и это никакая не дискриминация - просто почту отключили, потому что спама много.
Во-вторых, читайте правила клуба - там сказано, что на членство в нем могут претендовать только владельцы техники не новее 1974года. Исключения возможны, но за отдельные заслуги, решается действующими членами клуба.
В-третьих, формальное членство в клубе дает совсем не так много, как ты думаешь. На форуме можешь и так висеть, на встречи приходи. А там посмотрим.

Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021